Новости название народного промысла

В Год культурного наследия народов России портал подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них.

Народные художественные промыслы России

Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ #RUCRAFTS – это проект Роспатента и Ассоциации «Народные художественные промыслы России».

Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства

Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. Гжель — старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель». Научили ребят различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также их характерные особенности. Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко. День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня.

Самые известные народные промыслы в России

В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный луженый самовар, изготовленный в Суксуне. А в 1746 году историки нашли первое упоминание про Тульский самовар. А так как оба завода принадлежали Демидовым, производство могло быть начато одновременно. Но Тула, прославленная оружейными мастерами, имела географически выгодное положение, находясь в самом центре России, вблизи крупнейших городов — рынков сбыта, получила дополнительные преимущества для производства бытовых изделий, в частности самоваров.

А медный самовар водогрей, самогрей , оказался очень удобным и выгодным для выпуска небольшими ремесленными заведениями. Мастерские множились, кустари превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала братьям Ивану и Назару Лисицыным.

Возникла она на базе частного предприятия их отца, Федора Ивановича Лисицына, бывшего оружейника, мастера по меди. Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи.

В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок.

Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы. Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней.

Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза. Наконец, третий вид росписи — это жанровые сцены, от которых невозможно отвести глаз. На городецких тарелочках, шкатулках, сундуках выведен целый мир, где гуляют, веселятся, пьют чай, женятся, танцуют. И это далеко не весь список!

Сюжетные композиции имеют свои трактовки: так, одинокая девушка, стоящая возле березки, — невеста, парень на коне — жених; стол, за которым проходит чаепитие, обязательно должен быть уставлен снедью — это символ богатства и благополучия. Некоторые работы сопровождаются поговорками и пословицами, народной мудростью, которая помогают зрителю понять сюжет росписи и верно его трактовать. В Городце, что расположен в 53 километрах от Нижнего Новгорода, есть «Город мастеров» — музей, где широко представлены предметы быта, украшенные замечательной росписью. Жостово Этот вид художественного промысла отличается от всех остальных тем, что рисунок наносится на кованый металлический поднос.

Оригинальная жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области. Хотя первые упоминания о расписных подносах относятся к XVIII веку, когда на Урале, где располагалось больше всего металлургических заводов, начали украшать металлические подносы, нанося на них рисунки. Эта роспись называлась тагильской. Жостовская роспись стала наследницей уральской традиции.

Это форма, одна из разновидностей творчества, где четко отслеживаются наши традиции, те направления, которые зародились много столетий назад. Все изделия, вышедшие из-под рук таких мастеров, хранят неповторимость и богатство традиционной культуры. Высоким интересом пользуются товары декоративного назначения, придающие любому интерьеру уникальный колорит и теплоту прошлого. Особенно ценными становятся старинные изделия прикладного искусства, которые всегда пользуются большим спросом на аукционах и уходят с торгов по высокой цене. Особенности прикладного искусства Главной особенностью изделий является их «артельность» массовость. Русский стиль в декоративно-прикладном искусстве более анонимен, нам становятся известными лишь наименования компаний и артелей, чем отдельные мастера например, ювелирная компания Карла Фаберже, мебельная фабрика Гамбса. Безымянные мастеровые, которые трудились на таких производствах, создавали уникальные по красоте шедевры. Первые работы ювелирного и кузнечного искусства мы встречаем у скифов племена, жившие на большой территории от Сибири до Черноземья. Для них был характерен особенный тератологический звериный стиль.

Славяне северных областей тесно контактировали со скандинавскими и балтийскими соседями, использовали другую стилистику с причудливыми переплетениями орнаментов. В регионах Зауралья проживающие угро-финские племена изготавливали оригинальные амулеты из камня, древесины, бронзы со стилистическими изображениями диких лесных животных. Умело вырезанные деревянные ковши отличаются удивительной пластичностью и яркой выразительностью. Подобные традиции долгое время сохранялись в нашем творчестве. Развивались и иные его разновидности. Большую популярность приобрел такой вид русского декоративно-прикладного искусства, как роспись по древесине хохломская и городецкая , дымковские игрушки, свистульки из глины, расписные шкатулки из Лукутино и множество других региональных направлений, которые и сформировали уникальный и несравнимый ни с чем народный промысел. Вологодское кружево Легендарное творчество народов нашего Севера, «застывшая красота зимы русской», как называли кружево, плетеное ручным методом с помощью специальных коклюшек деревянные палочки. Промысел зародился в 1820 г.

Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.

И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты. Мезенская роспись Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках.

Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи.

Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю».

Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня.

Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г.

Полякова, позже к ним присоеnullдинились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. Мазин, Ф. Краснояров, Т. Беляев, И.

Современные народные промыслы в России

В Южном Дагестане были целые ковровые села, все жители которых занимались ткачеством. Самое известное -- Табасаран, где промысел жив и поныне. Уже в послевоенные годы в селах появились ковровые фабрики, но в конце 1990-х произошел возврат к кустарному производству. XIX век принес нетрадиционные сюжеты и химические красители. Сейчас энтузиасты восстанавливают старинный рисунок и технологии, используя для окраски нити марену, кору барбариса и кожуру грецкого ореха. Тульский пряник Первое письменное упоминание тульского пряника относится к 1685 году. До революции пряники часто посвящали историческим событиям.

Например, была выпечена партия для команды крейсера "Варяг". Старинные доски для печатания пряников сохранились до наших дней. Но в 1917-м традиция прервалась. Восстановили ее в 1954-м к открытию обновленной Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Удалось найти старых мастеров и отыскать старинные рецепты. Хрущев был очень доволен.

Сейчас тульские пряники производит множество предприятий как в Тульской области, так и за ее пределами.

Оба промысла дожили до наших дней, но различить их непросто, если ты не профессионал и не знаешь, что в Жостово помимо цветов рисуют еще и коней. С 1825-го схожие подносы стали делать и в ряде соседних сел Московской губернии, ныне относящихся к Мытищам. А после революции разрозненные артели объединили в одну под названием "Металлоподнос", позже ставшую Жостовской фабрикой декоративной росписи. Каслинское литье Чугунное литье в поселке Касли ныне город Челябинской области обязано своим появлением тульскому купцу Якову Коробкову, основавшему там в 1747 году железоделательный завод.

В начале XIX века очередной хозяин предприятия Лев Расторгуев начал выписывать скульпторов и художников из Санкт-Петербурга, так была заложена основа художественной школы. На заводе внедряли немецкие технологии художественного литья. Всю страну наводнили каслинские пепельницы, пресс-папье, статуэтки. Предприятие работает и сейчас. В 1795-м крестьянин Иван Лабзин создал на базе промысла мануфактуру, 60 лет спустя его правнук Яков наладил производство набивных платков и шалей, почти не отличающихся от нынешней продукции фабрики.

Революция производство национализировала, перестройка -- приватизировала, что не мешало сохраняться до 1970-х старинной технологии печати с помощью резных досок для шалей со сложным рисунком требовалось до 400 наложений доски. Теперь на фабрике узор печатают по сетчатому шаблону. Дымковская игрушка Свидетельства о том, что в слободе Дымково ныне часть города Кирова делали игрушки, начинаются с XIX века: глиняные свистульки были неотъемлемой частью старинного местного языческого праздника Свистопляски. Так или иначе, свистульками дело давно не ограничивается. Среди стандартных сюжетов -- барыни, всадники, индюки, петухи, офицеры.

Финифть, Вологодская область Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области. Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля. Тульский самовар, Тула В свободное время работник Тульского оружейного завода Фёдор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные. Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зелёные тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Роспись делается главным образом по черному фону изредка по красному, синему, зеленому. Поднос с жостовской росписью Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению под самовар, для сервировки обеда , либо для украшения.

По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные. Палехская миниатюра В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье « Приключения француза в старообрядческой России ». Палехская лаковая миниатюра После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры.

Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично. Палехская лаковая миниатюра Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам. Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше.

В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная». Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Федоскинская миниатюра В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова Печерского старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе.

Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Хохломская роспись Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Хохломская роспись на разделочной доске Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды. Городецкая роспись Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки. Городецкая роспись Вот что говорит В. Воронов о городецкой росписи: Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи. Мезенская роспись Мезенская роспись по дереву палащельская роспись — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный.

Русские народные промыслы

В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся. Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. В Год культурного наследия народов России портал подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них. В Год культурного наследия народов России портал подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них.

Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали

Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Небольшой обзор выставки-ярмарки «Жар-птица. Весна-2024»Регистрируйтесь на нашей площадке и продавайте свои замечательные товары ручной работы!20. «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта. «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком.

Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие. 2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».

Художественные промыслы.

Смотрите путеводитель по народным промыслам России и слушайте подкаст о народных промыслах. Вы познакомитесь с удивительными традициями мастеров, увидите прекрасные изделия народных промыслов и узнаете, чем народный промысел отличается от декоративно-прикладного искусства.

Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово.

Существует с 1825 года.

Число вложенных кукол — обычно три и более. Слайд 19 Оренбургский платок Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы хлопчатобумажной, шёлковой и др. Слайд 20 Павловопосадские набивные платки Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани. Стиль: объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов.

Слайд 21 Скань филигрань Вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью маленькие серебряные или золотые шарики и эмалью. Филигрань с зернью Слайд 22 Тульский самовар Металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр.

Слайд 23 Уральская резьба по камню Сырьём для камнерезов служат местные камни яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие. Одним из самых популярных сюжетов являются Уральские народные сказы П. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов чаще всего позолоченной бронзы и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой. Слайд 24 Финифть Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке.

Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Слайд 25 Шемогодская резьба Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом », используется при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок. Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками.

Старинные доски для печатания пряников сохранились до наших дней. Но в 1917-м традиция прервалась. Восстановили ее в 1954-м к открытию обновленной Всероссийской сельскохозяйственной выставки.

Удалось найти старых мастеров и отыскать старинные рецепты. Хрущев был очень доволен. Сейчас тульские пряники производит множество предприятий как в Тульской области, так и за ее пределами. Ее возникновение часто связывают с укрывшимися в заволжских лесах иконописцами из старообрядцев. Черный цвет узору придает сажа, красный -- киноварь. А золотом хохломская роспись обязана лаку, приобретающему этот цвет после прокаливания в печи.

Промысел развивался сразу в нескольких деревнях, а село Хохлома было основным местом сбыта готовых изделий. Сейчас главных центра два: село Семино близ Хохломы и город Семенов. Именно в них расположены основные художественные производства. Но революция оставила богомазов без работы. Выручили художники Иван Голиков и Александр Глазунов: иконописная техника и приемы были сохранены, но сюжеты в ход пошли новые -- от былинных богатырей до Ленина.

Народный промысел Центральной России

  • Основные виды народных промыслов:
  • Промыслы.рф - народные художественные промыслы России – Telegram
  • 6 удивительных народных промыслов Русского Севера
  • Русские народные промыслы
  • Гид по народным промыслам Подмосковья
  • История возникновения народных промыслов

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий