Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.

23 февраля: в Париже вспоминали жертв сталинской депортации чеченцев и ингушей

23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. 23 февраля 2021, 12:02. «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. 23 февраля 2021, 12:02. Для чеченцев и ингушей дата 23 февраля связана с трагическими событиями.

23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей

23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками. #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию. Глава Чечни Рамзан Кадыров упрекнул митингующих ингушей в неуважении к руководителям двух республик. Во вторник 23 февраля в Париже перед российским посольством прошел митинг в память о жертвах сталинской депортации чеченцев и ингушей.

Операция «Чечевица». 23 февраля 1944 года

Все эти названия придуманы русскими и даны каждому обществу по имени важнейших аулов, долин, гор или рек, на которых они обитали. Общее название все эти шесть обществ ингушей получили от большого аула Ангушт, который находился в Терской долине. Они соседствовали на востоке с чеченцами, на западе с осетинами, на северо-западе и севере с кабардинцами, на юге с тушинцами, хевсурами и грузинами» [25, c. Огромную роль в возвращении чеченцев на плоскость сыграла борьба русского народа с Золотой Ордой, приведшая, в конце концов к ее разгрому. Именно это создало со временем условия для возвращения чеченцев на равнину и нового ее освоения и, соответственно, развития у них производительных сил и экономики.

Как отмечал Самойлов, с 20—30-х гг. ХVIII в. В I-м тысячелетии до н. Так, известный грузинский этнограф В.

Гамрекели писал, что анализ грузинских письменных памятников позволяет утверждать, что в древности и в средневековье нахские племена населяли большую часть Центрального Кавказа, включая «Двалетию, Мегран-Двалетию и территорию, занимаемую ныне тушами и пшаво-хевсурами» [7, c. Кобычев считал, что в глубокой древности вайнахи, по-видимому, обитали по обе стороны Главного Кавказского хребта и лишь со временем происходит постепенный отлив нахского этноса из Закавказья к северу [12, c. К этому периоду I-му тысячелетию до н. И, тем не менее, и сегодня сохраняется «общенахское самосознание, опирающееся на историческую память об общем происхождении и общей истории, сохранился — несмотря на образование диалектов, а затем и двух литературных языков чеченский и ингушский — общий культурный язык, осталось неизменным осознание этнополитической общности» [9, c.

В древнеармянских источниках нахи известны как нахчматьяне: следовательно, современное самоназвание чеченцев — нахчи — своими корнями уходит в древность. Выводы: — чеченцы нахи — один из древнейших, коренных народов Северного Кавказа; — археологический и фольклорный материалы, данные древнегреческих, древнеармянских и древнегрузинских источников доказывают, что предки современных чеченцев и ингушей нахи, нохчи, нахчиматьяне проживали на современной территории Чеченской и Ингушской республик, как минимум, с IV—III тысячелетий до н. Алексеев, Р. Мунчаев, В.

Виноградов, Гумба, В. Марковин, Ф. Тотоев и др. Гумба в своей монографии «Нахи: вопросы этнокультурной истории» отмечает, что в I-м тысячелетии до н.

Список использованных источников и литературы Алексеев В. Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. Шатой, 1991.

Белозерская Н. Берже А. Тифлис, 1984. Виноградов В.

Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Грозный, 1963. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время. Грозный, 1972.

Гаджиев М. Двалы и Двалетия в I—ХV вв. Тбилиси: Изд. Гатуев К.

Гумба Г. Нахи: вопросы этнокультурной истории I тысячелетие до н. Изд-во «Эксма». Иваненков Н.

Владикавказ, 1910. Лаудаев У. Тифлис, 1872. Кобычев В.

Максимов В. Марковин В. Мунчаев Р. Ногмов Ш.

Описание Чечни с сведениями этнографического и экономического характера, составленное капитаном ген. Штаба И. Материалы по истории Чечни и Дагестана. Махачкала, 1940.

Я никогда не забуду напутствия моей бабушки Саидовой Малики, которая при жизни наставляла нас внуков, помнить то, что моих предков когда-то приютил казахский народ. Бабушка Малика со слезами на глазах рассказывала, как казахи помогли ей излечится от страшной болезни. От лица своей семьи и всех чеченцев хочу сказать спасибо братскому народу. Не дай Аллах, чтоб такое повторилось когда-либо. Из воспоминаний Малики Саидовой, которая была в числе репрессированных:«Мне было 7 лет тогда. Нас в семье было трое: я, мама и брат, отец погиб на фронте. Мы ехали долго, было очень холодно, я заболела тифом. На наших глазах умирали люди, наши братья и сестры. Если кто-то умирал, его выбрасывали в пути, мужчин и стариков избивали. Это было страшное время.

Когда наш состав остановился на одной из станций, нас заставили выйти и делали так, чтобы семьи не были вместе, отделяли. Мне удалось остаться с мамой. Мы остались на станции «Уш тобе», нас приняли местные жители, делились с нами самым дорогим — своим добрым отношением, нас никогда не обделяли». Из рассказа Чоки Шамсадова, дедушке 100 лет: «Загружали в вагоны и везли людей в неведении, мы не понимали куда мы едем. Никто не учитывал наших адатов обычаев.

Каждый способен простить самому себе даже чертовски гнусную подлость. А простив, постарается забыть. Останется только маленькое, расплывчатое, стертое временем пятнышко где-то в подсознании, которое когда-нибудь, спустя десятки лет, вдруг раскроется и начнет саднить с прежней силой. Примерно то же происходит с целыми народами. Десятки, сотни тысяч умов, спаянные в единое целое коллективным бессознательным, с удовольствием вспоминают далекое героическое прошлое, мудрых правителей, благородных полководцев, великих творцов своей страны.

И старательно забывают, переиначивают, ищут хоть крупицу положительного в неприглядных и страшных страницах собственной истории. Как-то не заладилось Отношения у чеченского и ингушского народов с советской властью складывались непросто. Впрочем, вряд ли можно было ожидать сердечной привязанности, помня о: карательных экспедициях русских войск в Чечню, длившихся с 1721 по 1783 год и сопровождавшихся сожжением целых аулов, взятием заложников из наиболее влиятельных чеченских семей, казнями и насильственным приведением населения к присяге на подданство России; ответной ненависти и массовых восстаниях против колонизации; совместном вооруженном восстании чеченцев, осетин, ингушей и кабардинцев против российских властей 1804 года; оттеснении чеченцев с плодородных равнинных земель в горы наместником Кавказа генералом Ермоловым; о других восстаниях, набегах, длившихся без значительных перерывов до марта 1920 года, когда войска Красной армии вошли в Грозный. И уже в сентябре 1920 года началось массовое антисоветское восстание в горных районах Чечни и Северного Дагестана, подавленное Советской армией только в марте 1921-го. Весной 1923 года чеченцы разгромили избирательные участки, противясь навязыванию «своих людей» центральными органами на выборах в местные советы. На подавление этого мятежа была брошена дивизия НКВД. Еще более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 с целью разоружения населения, пресечения грабежей и угона скота. С 8 по 28 декабря последовала новая войсковая операция с участием подразделения ОГПУ. Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось, и снова потребовалось введение войск.

В 1932 году коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы. Дополнительным поводом к силовой операции послужило массовое дезертирство. Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов так писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.

Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон. Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев. По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека. Основной причиной гибели депортированных в сильные морозы назывались атмосферные и изменившиеся бытовые факторы, хронические изнуряющие заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста. Депортированные были оторваны от своего традиционного образа жизни и с трудом приобщались к жизни в колхозах. Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки.

История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей

Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли. Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца»,, — рассказывает «Газете. Ru» историю своей бабушки Асет Окуева. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.

Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников. А в это время отец считал меня уже давно погибшей.

О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли. Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца»,, — рассказывает «Газете. Ru» историю своей бабушки Асет Окуева. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.

Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации. И большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев. По мнению большинства чеченцев своим возвращением они обязаны Хрущеву. Действительно, Каганович, Молотов и другие так называемые "сталинисты" выступали против возвращения репрессированных народов на историческую родину. Этих волков мы с трудом собрали из лесов, а вы хотите их вернуть... Хрущёв ответил: «И леса наши, и волки наши... Это подтвердил и сам Берия во время процесса над ним в 1953 году. Но группа сразу же оказалась под полным контролем советских спецслужб. Она просуществовала в течение четырёх месяцев, пока НКВД не приняло решение о её ликвидации. Реальная численность банды другого известного противника власти Хасана Исраилова, включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек. Контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников. По мнению ряда историков, ситуация с «широким антисоветским движением» в Чечено-Ингушетии являлась лишь масштабной игрой органов советской госбезопасности против германской разведки. В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства. При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений. С ноября 1941 года в Грозном шло формирование 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии. В дивизию записалось на 600 человек больше добровольцев, чем полагалось по штату. Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе и Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно. Звания Герой Советского Союза были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были записаны чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. В наградных документах Хаваджи Магомед-Мирзаев был записан татарином, Ирбайхан Бейбулатов — кумыком, Хансултан Дачиев — осетином, Ханпаша Нурадилов — азербайджанцем, национальность Абухаджи Идрисова вообще не была указана.

Фото: пресс-служба главы Республики Ингушетия В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. В республиках также состоялись благотворительные акции, чтение молитв и турнир по борьбе. В нем приняли участие жители региона, старейшины, очевидцы, пережившие депортацию, представители власти и общественники, религиозные деятели. Перед началом митинга собравшимися была прочтена молитва по всем погибшим в годы ссылки, передает ТАСС.

Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей

Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию. Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни. В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками.

23 февраля в Чечне и Ингушетии никогда не будет праздником

За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли. Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца", - рассказывает "Газете. Ru" историю своей бабушки Асет Окуева. По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.

Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников. А в это время отец считал меня уже давно погибшей. Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана по религиозному обычаю, при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное "добро" и вернул вместо одного зарезанного барана двох - в знак благодарности, что не бросил меня там", - рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус. На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам.

А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я - это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве. Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются. Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, - моя мама— умерла", - рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой.

Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков. Хайбах — аул, которого нет Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным — не оставлять на местах никого.

Дукуваха Абдурахманов и Явус Ахмадов называют эти утверждения «политической фальшивкой», поскольку фактически в республике было зафиксировано, по их данным, 4579 случаев дезертирства, и, соответственно, не могло быть такого числа бандитов [46]. Николай Фёдорович Бугай и его ученики А. Гонов, А. Хунагов и другие пытаются оправдать депортацию народов СССР.

Поскольку они не могут воспользоваться обвинениями, которые были развенчаны самим КГБ СССР в 1980-е годы, то они используют недомолвки, туманные намёки, выводы, никак не связанные с посылками и просто фальсификацию документов. Так, в одной из своих первых публикаций по депортации он приводит якобы текст телеграммы Л. Берии И. Сталину : Ознакомился с материалами по поведению балкарцев как во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания… На самом деле эта телеграмма начинается так: В связи с предполагаемым выселением балкарцев с Северного Кавказа, я ознакомился с материалами об их поведении как во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания… Таким образом, в документе скрыта ключевая часть фразы, чтобы подогнать его под нужную версию трактовки событий. В результате именно сфальсифицированный вариант документа попал во многие книги, посвящённые депортациям в СССР [47]. Излюбленным приёмом Н. Бугая и его учеников является изложение сводок НКВД с цифрами о высоком уровне бандитизма и дезертирства без указания национальности бандитов и дезертиров, с целью подвести читателя к мысли, что ими были представители депортированных народов [44]. Так, оправдывая депортацию корейцев , он говорит о бандитизме и дезертирстве в годы Второй мировой войны на Дальнем Востоке , откуда корейцы были поголовно выселены в 1937 году [43]. В качестве объяснения «предательству» депортированных выдвигается, например, благожелательное отношение к ним фашистов.

Он ссылается на обращение Гитлера к своим подчинённым: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты , мусульманские законы, шариат ещё крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении. И это намного облегчает задуманную акцию. Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями. Здесь Н. Бугай подменяет реальные события предполагаемыми намерениями Гитлера, не выясняя, насколько удачно ему удалось их реализовать. Труды Н. Бугая и его учеников вызывают много вопросов. Тем не менее, его ученик Гонов успешно защитил докторскую диссертацию, а сам Бугай стал начальником Департамента по делам депортированных и репрессированных народов в Министерстве России по делам национальностей и национальной политике.

Более того, версия событий этой группы историков нашла своё отражение в учебнике по истории России для вузов [48]. Публицист Игорь Васильевич Пыхалов отметился рядом книг, посвящённых оправданию депортаций например, «За что Сталин выселял народы? Сталинские депортации — преступный произвол или справедливое возмездие? В декабре 2016 года он принёс публичные извинения за оправдание депортации ингушей, но не чеченцев. По его словам, основная антисоветская деятельность была сосредоточена в Чечне. Те же антигосударственные силы, что действовали на территории Ингушетии, имели меньший масштаб и могли быть нейтрализованы обычными методами, без депортации ингушей [52] [53] [54]. В сентябре 2023 года спикер Парламента Чечни Магомед Даудов сообщил об изъятии из школ Чечни всего тиража вновь изданного учебника истории России 10-11 классов под редакцией Мединского , который, по словам спикера, «вызвал волну возмущения среди представителей репрессированных в СССР народов». После этого была создана рабочая группа, которая, с одобрения министра просвещения Сергея Кравцова , занялась внесением соответствующих изменений в текст учебника. В состав группы вошли представители репрессированных народов.

По признанию Мединского, вызвавший возмущение текст был перенесён из предыдущей версии учебника [55]. Представления о «неблагонадёжных» народах восходят к работам специалистов по военной статистике конца XIX века В. Золотарёва, А. Макшеева и Н. Согласно их представлениям, благонадёжным считалось славянское население страны, а неблагонадёжным — народы окраин России. Иностранное гражданство, национальная или религиозная близость к стране, с которой Россия находилась в состоянии войны, также считались признаками неблагонадёжности. Ещё одним критерием считались возможные помехи на пути колонизации Россией новых земель [57]. Основная статья: Турция во Второй мировой войне На протяжении всей Отечественной войны в советско-турецких отношениях сохранялась напряжённость. Это было связано с непредсказуемостью политики Турции , которая характеризовалась как «враждебный нейтралитет».

Эти договоры по сути перечёркивали советско-турецкий договор «О дружбе и нейтралитете» от 17 декабря 1925 года и свидетельствовали о враждебном отношении руководства Турции к СССР [58]. Джамиль Гасанлы писал, что депортации народов Кавказа … не были вызваны военной необходимостью и не были связаны с военными операциями. Всё это были элементы политики давления на Турцию, инспирированные в Кремле [58]. По мысли А. Бугаева , Сталина настораживали не столько возможности основной массы мусульманских народов Северного Кавказа, тюркских народов Южного Кавказа и Крыма , сколько их возможная консолидация против агрессивных планов и действий Кремля в отношении Турции [58].

Власти мотивировали это тем, что чеченцы и ингуши не употребляют в пищу свинину, а она была в то время основным ингредиентом для производства тушёнки, отправляемой на фронт. По первоначальному плану высылка ингушей и чеченцев должна была осуществляться в Омскую и Новосибирскую область, а также в Алтайский край.

В декабре 1943 года территории депортации были изменены. В республике перед самым началом депортации объявили о проведении военных учений, чтобы успокоить местное население. Под предлогом «учений» в горные районы Северного Кавказа армия. Общее число военнослужащих, непосредственно осуществляющих депортацию, составляло почти 100 тысяч солдат и офицеров. Депортация началась в 2:00 23 февраля 1944 года. Осуществлялись мероприятия насильственными методами, солдаты выгоняли людей из своих жилищ, конвоировали на вокзалы и грузили в эшелоны. В труднодоступных, горных районах Чечено-Ингушской республики, откуда сложно было вывести людей, участниками операции стирались с лица земли целые аулы вместе с жителями.

Власти долгое время отрицали насильственные методы проведения депортации, но по свидетельству очевидцев имели место расстрелы пожилых людей, инвалидов, сожжение домов, жестокое избиение тех, кто оказывал сопротивление. Закончилась операция 9 марта 1944 года. Простая статистика, а за ней трагедия двух народов. В ходе насильственной депортации в эшелонах от голода и холода погибло 1 272 человека, 750 человек были убиты непосредственно на месте задержания. Были среди депортированных и беременные, а потому в тех же вагонах родилось 56 малышей. Последним эшелоном, оправившимся к месту депортации, был эшелон с руководящими работниками республики и религиозными лидерами. По официальным отчётам НКВД скрылись от насильственного переселения в высокогорных районах 6 544 человек, а 285 человек с тяжёлыми заболеваниями были отправлены в больницы и госпитали.

Дополнительные мероприятия Кроме территории Чечено-Ингушской АССР, депортация проводилась в других регионах Советского Союза, а также демобилизация чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев из рядов Красной армии. Вайнахам, из числа офицеров и рядового состава, находящимся на передовой и тыловых частях, предписывалось отправиться в Алма-Ату. В столице Казахской ССР они поступали в распоряжение отделов спецпоселений НКВД, а дальше направлялись в северные регионы Советского Союза, где их использовали на строительстве дорог и заготовке леса.

Арестованные на площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади. Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…" Ужасы депортации В общей сложности изгнанию с Кавказа подверглось около полумиллиона чеченцев и ингушей. Однако этим Сталин и Берия не ограничились. Все ингуши и чеченцы на территории Советского Союза были арестованы и также были высланы в Среднюю Азию. Сталинские палачи не пощадили даже горцев, воевавших на передовой против фашистов. Солдаты и офицеры чеченской и ингушской национальностей отзывались с фронта, с них срывались погоны, ордена и медали, и они так же, как и их матери, жены, дети, отцы и внуки грузились в скотские вагоны. Не оставили даже партийных работников и государственных служащих.

Их, наверное за заслуги перед партией, сгоняли в вагоны последними. По пути в Среднюю Азию в нечеловеческих условиях от холода, голода, болезней погибли более десяти тысяч человек. Тела умерших отбирали у родных и выбрасывали их вдоль железнодорожных путей. Осознав, что делают с умершими, горцы начали прятать трупы, чтобы хотя бы довезти их до места депортации и предать по исламским обрядам земле. По прибытии на место, горцев просто высадили в голой степи. Десятки тысяч человек умерли уже в первые месяцы, поскольку им не предоставили ни жилья, ни пропитания. Власти на местах были не готовы, а зачастую просто не хотели помогать спецпоселенцам. Многие колхозы отказывались принимать депортированных, происходили конфликты с местным населением. Только за первые три года после прибытия в Среднюю Азию вымерла четверть от общего числа депортированных, то есть около ста с лишним тысяч человек.

Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей

Они призвали молодежь, помнить, чтить память, учиться и извлекать уроки из прошлого, чтобы подобные трагедии в жизни народа не повторялись. Сегодня в Ингушетии прошел автопробег, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. В акции приняли участие более тридцати легковых и грузовых автомобилей. Они проехали по маршруту "Мемориал жертв политических репрессий Назрань — "Город воинской славы" Малгобек ". Таким образом молодые люди отдали дань памяти жертвам депортации 1944 года.

Одними из первых в рядах Красной Армии оказывали сопротивление при вторжении фашистов на территорию СССР, вели ожесточенные бои, очищая от фашистской оккупации города Советского Союза. Но все это не ставилось властями во внимание в своем неуемном желании погубить свободолюбивый и гордый народ. Да смилостивится Всевышний Аллах над всеми погибшими в то трагическое время! С чеченского народа были сняты обвинения в предательстве, и наши предки смогли вернуться на Родину. Изможденные, потерявшие родных и близких, но сохранившие свою национальную идентичность, свою культуру, традиции и обычаи, веру во Всевышнего Аллаха, они начали жить заново, налаживая свою жизнь по крупинкам.

В течение января 1944 года окончательно было решено выслать в Казахстан и Киргизию. Под видом подготовки проведения масштабных военных учений в горной местности республики перед её началом органами власти были поставлены задачи осуществить ремонт дорог, в первоочередном порядке - горных и высокогорных районов, провести переучёт населения, особо тщательно чечено-ингушского. В начале 1944 года в Чечено-Ингушетию стали прибывать оперативные сотрудники органов внутренних дел регионов СССР, особенно центральных, а также контингент внутренних войск. Республика была разбита на четыре оперативных сектора. Выселение началось ранним утром 23 февраля 1944 года. Это была бесчеловечная чудовищная акция. Не вижу необходимости в деталях рассказывать о бесчинствах и издевательствах, которые творились исполнителями зловещей воли тирана Сталина над беззащитными людьми только из-за того, что они чеченцы или ингуши. О них многократно писалось и говорилось. Прием эшелонов со спецпереселенцами чеченцами и ингушами в Казахстане и Киргизии был закончен 21 марта 1944 года. Было госпитализировано 1070 человек. Это цифры из официальных источников. Но есть основания полагать, что последствия транспортировки людей в скотских вагонах были значительно тяжёлыми. После выселения основной массы чеченцев и ингушей, из гор было вывезено 6544 чел. На 15 апреля 1944 года на территории Грузинской ССР проживали 2741 чеченцев и 14 ингушей. Они также были отправлены в места ссылки основной массы чечено-ингушского населения. Таким образом, общая численность чеченцев и ингушей, подвергшихся выселению, к 1 маю 1944 составляла 505759 чел. Расскажите пожалуйста, с чем столкнулись чеченцы и ингуши в ходе самой высылки? Имели ли место трагедии наподобие Хайбаха, которые не получили огласки? С первой же минуты начала выселения чеченцы и ингуши столкнулись с вопиющим беззаконием. Исполнители воли тиранов относились к своим жертвам как, мягко говоря, каратели, приводящие в исполнение приговор высшей власти. Бесспорно, были и случаи, когда отдельные офицеры, солдаты сочувственно, с состраданием относились к «наказанным», особенно к пожилым, женщинам и детям, немощным, больным. Но это единичные примеры. Хайбах — это страшная трагедия! Она обнажила не только чудовищную жестокость диктаторского режима, но и уродство его слуг, исполнителей его воли, его стражей. Эту картину невозможно воспроизвести без содрогания, без жалости и скорбных слёз… Мне лично неизвестно, были ли подобные расправы. Однако есть архивные сведения о расстрелах невинных людей в отдельных районах Чечено-Ингушетии, и не только в высокогорных… В 2011 г. Можно сказать, что это сборник документальных источников. Не все сюжеты авторами разделов интерпретируются объективно, без предвзятости… Но в целом для думающего читателя, исследователя добротный материал для изучения страниц истории нашего народов, в том числе и трагических. Кстати, здесь приводятся отдельные факты незаконных расстрелов «ни в чём не повинных граждан» См. По прибытии в места ссылки какие основные проблемы встали перед «спецпоселенцами»? Людей косили голод, холод, болезни, в т. Об этом свидетельствует официальная статистика. На 1 января 1945 г. Детей до 16 лет……………………………………222713 чел. К этому времени с 21 марта 1944 года численность чеченцев и ингушей уменьшилась на 48061 чел. По данным на 1 января 1949 года убыль чечено-ингушского населения составила более 130 тысяч человек. Первое время местное население к ссыльным относилось, мягко говоря, недоброжелательно. Были разного рода эксцессы. Чеченцы и ингуши в местах «спецпоселения» значительный период времени чувствовали себя незащищёнными.

Нашли заброшенную кошару. Вернулись, а на месте, где осталась семья соседей — мать и пятеро детей — снежный сугроб. Раскопали, но все уже были мертвыми. Только годовалая девочка еще была жива, но и она через два дня умерла». Дагун Омаев: «В первые дни депортации люди умирали не от болезней, а замерзали насмерть. Где-то мы нашли большую чугунную сковородку и развели в ней огонь. А вокруг, закутавшись в какое-то тряпье, сидели дети и женщины. Мужчины начали рыть землянки, что в 30-градусный мороз делать было непросто. Я сидел с мамой, накрывшись тулупом, который она чудом вывезла из дома. Первое чувство, которое я испытал тогда и которое меня сопровождало длительное время - это страх». Губати Галаева: «В ту первую зиму от тифа, голода и холода умерла почти треть спецпереселенцев. Погибло много и наших близких родственников. Но никогда мы, дети, не видели, чтобы плакала наша мать. И только однажды, когда умер отец Оман, мы увидели через щелку в сарае, как мама, запершись там, сдерживая рыдания, била себя палкой, чтобы болью физической заглушить боль душевную». И в эту годовщину депортации принято решение совершить жертвоприношение и помочь нуждающимся, - отметил Руслан Баматгереев. При написании статьи использованы материалы сайтов: www.

Фальсификация данных

  • Причины депортации
  • Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории
  • Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
  • Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь -
  • 23 февраля: в Париже вспоминали жертв сталинской депортации чеченцев и ингушей

Операция «Чечевица»

  • Читайте также
  • Причины депортации
  • Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани
  • ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?
  • 23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей —
  • Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий