Новости доклад на тему пасха

Тем не менее в европейских странах праздник Пасхи имеет больше светское значение, нежели религиозное. История Пасхи Пасха Ветхого Завета Начало истории Пасхи берет свое начало во время прихода на землю сына человеческого – Иисуса Христа. Да, названия похожи, но ведь казнь Христа произошла после Песаха, а Пасха считается именно тем днем, когда свершилось его воскресение.

реферат на тему: "История праздника Пасхи"

Сообщение о Пасхе кратко расскажет о истории и традициях празднования этого православного праздника. "Комсомолка" рассказывает все, что нужно знать о традициях и обычаях празднования Пасхи в России. Пасха является центральным праздником в христианском календаре, и вместе с тем, самым радостным и торжественным днем в жизни верующих людей. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы). Девушки внимательно рассматривали пасхальное яйцо в разрезе: чем ближе желток к краю белка, тем ближе замужество; чем ярче желток – тем удачнее брак.

Сообщение о Пасхе кратко (Доклад)

День празднования Пасхи, в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. День празднования Пасхи, в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. 16 апреля православные верующие отмечают Пасху, или Светлое Христово Воскресение. Презентация, доклад на тему Пасха по ОРКСЭ. "Комсомолка" рассказывает все, что нужно знать о традициях и обычаях празднования Пасхи в России.

История, обряды и обычаи Пасхи русского народа.

А почему он умер? Если дети уже постарше, то можно рассказать им предысторию. Иисус Христос сын Божий пришел в этот мир, чтобы сделать людей лучше. Он призывал их не совершать плохих поступков, не обманывать, не красть, не обижать друг друга. У него было много учеников и последователей — тех, кто верил ему и шел за ним.

Но Царю, правившему в то время, это не нравилось. Он хотел, чтобы люди слушались только его. И тогда Царь приказал распять Иисуса Христа. Если дети еще маленькие, и вы боитесь травмировать их историями о распятии Христа, то можете пока сказать, что Царь приказал убить Христа.

Детям постарше можно рассказать о распятии и о том, что с тех пор главный символ христианства — это распятие. Зачем мы говорим «Христос Воскресе»? После смерти Иисуса Христа положили в гробницу. На третий день женщины пришли обмыть тело Христа и подготовить к похоронам.

Но гробница оказалась пуста.

Смысл названия значился не только в духовном очищении и принятии таинства, но и в очищении телесном- особенно популярными были купания в бане, проруби, озерах и прочих водоемах. Обязательно- до рассвета. В этот день готовили так называемую «четверговую соль». Все члены семьи должны по горстке соли ссыпать в один пакет. Эту соль убирали и хранили. Считалось что она лечебная. Из такой соли делали обереги для семьи, дома, домашних животных, огорода и т. Слайд 7 В субботу перед светлым днем в храмах освещается обрядовая еда: пасха, кулич и крашенные яйца.

Традиция отмечать праздник Пасхи существует еще с дохристианских времен. Пасха является также самым первым христианским праздником. Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильным и очень красивым. История праздника Пасхи.

Встречая весну, взрослые девушки и парни обливались водой на восходе солнца. Самые смелые купались в реках. Если в Тульской губернии круг водили на пригорке, то в Переславль-Залесском крае его составлялся в середине села. Девушки становились парами «по ровням» то есть пары составляли «погодки» , все в одинаковых белых платках, шли против солнца вокруг церкви, возвращались на середину села и расходились, чтобы переодеться для нового круга. Так повторялось несколько раз. И это тоже называлось встречей весны. Материалы XIX в. Однако исполнялись и хороводы вокруг села. В этом случае хоровод имел охранное и магико-репродуктивное значение. В отличие от хороводов, опахивания в сферу своего ритуального воздействия включали значительную территорию, захватывая селения со всеми крестьянскими угодьями. Обрядом опахивания сопровождалась встреча весны на Красную горку в Инсарском уезде Пензенской губернии с. Весну «закликали» девушки и молодые женщины. Когда же наступала полночь, они шли за околицу, где с помощью сохи обводили бороздой село. Впереди шли старухи с иконой Казанской Божией Матери и молились, чтобы село не постигли никакие беды и напасти, чтобы все несчастья останавливались перед бороздой. Проложив борозду вокруг села, возвращались назад и устраивали пирушку, в которой могли принять участие и парни. Пирушка продолжалась до «третьих петухов», после чего «гулять считалось грехом». Опахивание здесь играло магико-предохранительную роль. Оно как бы предваряло возможность повторения обряда, к которому зачастую приходилось прибегать крестьянам, в прошлом сильно страдавшим от опустошительных эпидемий и эпизоотий. Встреча весны проходила на фоне таких красивейших хороводных игр, как горелки, уточка, Борис. Хороводы Красной горки, или «радуницкие», чаще водились на пригорках, холмах, на берегах рек, в местах более открытых. Бытописатель первой половины прошлого века И. Снегирев предполагал, что эти хороводы в старину сопровождались зажиганием огней. Такими материалами располагал известный хореограф К. Голейзовский: «Колхозница села Исады на Волге, старуха Витюлева, рассказала, что в дни ее юности игра в «Горелки» совершалась ранним утром на высоких местах между кострами из старой соломы». Играли в горелки при появлении солнца наверху холмов. Девичьи весенние хороводы исполнялись от Благовещения и Красной Горки до Троицы и Всесвятского заговенья. В традиционном укладе жизни они были важнейшими ритуальными фрагментами «картины мира». Весенние хороводы, сопровождаемые кострами - символы весеннего солнца, весеннего движения времени. Повсеместно на Красную горку разыгрывались свадебные хороводы «А мы просо сеяли», «Заплетайся, плетень», «Заинька». Особенно популярной была хороводная игра «А мы просо сеяли». Этот хоровод был одновременно земледельческим и свадебным. В некоторых местах например, с. Свинчус Касимовского уезда Рязанской губ. Свадебные хороводы на Красную горку не случайны. В старом быту Красная горка считалась последним сроком для сватовства и свадеб перед весенне-летними работами. Кто упустил свадебный зимний мясоед, не должен был «теряться» на Красную горку. Поэтому осуждались те холостые молодые люди, которые не приходили на гулянья Красной горки. Существовало даже поверье: если парень или девушка не ходят на Красную горку, то они долго не женятся или не выйдут замуж. Подобное поверье в основе своей имеет архаичное представление о том, что весной, особенно в преддверии сева и всходов озимых, все молодые жизнеспособные члены общины должны жить в соответствии с законами природы: как земля отдает свои репродуктивные силы возрождению природы, так и люди должны позаботиться о возрождении своего коллектива. Традиционное общество не допускало в своем составе лиц вне брака. Отчасти этим объясняется столь широкое распространение в русских деревнях института черничества, христовых невест.

Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника

Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь , позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В 520-е годы эта пасхалия была принята Римской церковью [29]. Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своём первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана [30]. Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название «Пасха» стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчётливее, за что получил название «царя дней» [2].

Средние века и Новое время[ править править код ] В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям [31]. Александрийская Пасхалия использовалась во всём христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем [32] : Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило 7-е и два получили начало из ненаписанного предания.

Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвёртое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счёту. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, — отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений. Вследствие изменения пасхалии изменился и весь календарь.

Он умер на Пасху согласно пророчеству Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств , взяв на Себя грехи мира. Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день. Праздник Пасха: уроки и выводы 1.

Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству. Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства.

Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время — спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими. Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог. Свобода от рабства.

Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь Иисуса Христа. Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. Грех был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными 2 Петра 1:5-11.

Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости 1-е Коринфянам 5:7 Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе — удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи.

В преддверии первой ночи Песах или Пасхи весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс. Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться 1-е Коринфянам 5:7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе.

Мессия — хлеб жизни. Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе — это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» Исаия 53:5б. В Ветхом и Новом Завете закваска или брожение часто символизируют грех. Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» Евангелие от Матфея 16:6. Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» 1-е Коринфянам 5:8. Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни».

Спасение через кровь Пасхального Агнца.

Фофанова и других русских поэтов. Для каждого из нас Пасха имеет свой индивидуальный визуальный образ. Неудивительно, что Пасха нашла свое отражение в работах многих художников. Дети с помощью презентации «Пасха в картинах русских художников» взглянули на Светлый Праздник их глазами и еще раз убедились, что при общем понимания сути праздника, для каждого Пасха своя. Интересным и познавательным стало знакомство участников мероприятия с традициями празднования Пасхи у казаков. Ребята узнали, что готовили к пасхальному столу казачки, как отмечали праздник в семейном кругу, какие развлечения были для детей. И даже, приняли участие в старинной забаве «Катание яиц». На книжной выставке «Пасха — праздник в вашем доме» ребятам были представлены книги о пасхальных традициях, обычаях, обрядах. Юных читателей заинтересовали книги о православном рукоделии.

Особенно торжественное настроение создает сопровождающий православный праздник Воскресения Христова пасхальный колокольный звон. Поэтому в заключении мероприятия с большим удовольствием послушали как звонят на Пасху в храмах в прославленных монастырях. Именно поэтому пасхальные поделки, сделанные своими руками принято дарить в этот светлый день. В библиотеке имени А. Грина состоялся мастер класс «Пасхальный декор». В детской библиотеке имени К. Чуковского прошел необычный и очень увлекательный мастер-класс «Красочный шоппер» в технике росписи по ткани, посвященный светлому празднику Пасхи. Педагоги Детской художественной школы им. Чиненовых г. Ростова-на-Дону Слащёва А.

Рассказали, что роспись по ткани — это нанесение на ткань рисунка или узора в любой технике, от графики и живописи до принта и тиснения. Дети научились технике нанесения акриловых красок на готовые тканевые сумки-шопперы. В ходе мероприятия ребятам и их родителям представилась возможность из неприметного аксессуара - сумки сделать настоящий шедевр, создающий весеннее пасхальное настроение и притягивающий к себе внимание своей неповторимостью. Участники мероприятия получили огромное удовольствие, положительные эмоции от работы с новым материалом. Специалисты библиотеки имени Ильича провели мастер-класс ко Дню Светлой Пасхи. Украшать дом к Светлой Пасхе — добрая традиция всех христиан. Но не во всех странах расписные яйца и куличи — главные атрибуты.

То касается покраски яиц, то по преданию красное крашеное куриное яйцо Мария Магдалина преподнесла императору, рассказав о том, что Христос чудесным образом воскрес. Теперь, крашеное яйцо — символ того, что, в его оболочке, как и у Гроба Господня — каменной снаружи, внутри содержится живая душа Иисуса. Кроме того, на Руси красный цвет с давних времен был символом солнца и жизни. Христиане красят яйца в луковой шелухе, чтобы добиться насыщенного цвета. Конечно, в наши дни методов по покраске яиц прибавилось. Возвращаясь к пасхальным традициям, стоит сказать, что освященными накануне праздника куличами и яйцами обязательно нужно поделиться с нищими людьми, это благое и богоугодное дело, позволяющее даже малоимущим встретить по всем правилам Светлый праздник Воскресения Христова — конец Строгого поста. Местом встречи Праздника Воскресенья Христова является храм, куда прихожане стекаются на торжественную службу, во время которой батюшка проводит освящение принесенных ими куличей, пасок, яиц. Пасхальная служба стартует с вечера субботы и идет до утра, она называется «Всенощная». По традиции, на эту службу принято надевать светлую одежду, чтобы в праздничных нарядах услышать благую весть. В полночь начинают звонить колокола, объявляя всем вокруг, что Христос Воскрес, в этот миг наступает праздник Пасхи, а верующие идут за церковными служащими с хоругвями на Крестный ход, во время которого храм обходится трижды, а затем все поздравляют друг друга. Это ритуал христосования, когда младший говорит старшему: «Христос Воскресе! Поутру, вернувшись домой, люди накрывают праздничный стол. Пасху встречают в узком семейном кругу. Некоторые на Пасху ходят на кладбище, но как говорят священнослужители, делать этого не стоит потому что Пасха — праздник радости, а кладбище — место скорби, чтобы помянуть умерших выделена Родительская суббота, которая идет уже после Пасхи. Есть выражение, что на Пасху усопшие сами приходят к вам в гости, а на Родительскую ждут вас у себя в гостях. К празднику Пасхи следует особое внимание уделить подготовке стола. Накануне верующие готовят различные угощения, которые встанут на торжественный пасхальный стол, правда, в следствие того, что в это время еще идет Великий пост, их нельзя пробовать до воскресения. Зато в Святой праздник христиане смогут полакомиться ясными, рыбными угощениями, попробовать пироги, холодец, выпить вина, угостить родных, друзей. По традиции и православным канонам Пасха празднуется семь дней — Пасхальную неделю, а завершается она днем «Красная горка», в давние времена на Руси на нее играли свадьбы. Дело в том, что лишь в этот небольшой промежуток времени у крестьян появлялось свободное время между Строгим постом и посевом зерновых культур. Вербное воскресенье За неделю до Пасхи Господь с учениками шёл в Иерусалим. Подойдя к горе Елеонской, Господь попросил своих учеников привести из ближайшего селения ослицу с осликом. Затем он сел верхом на ослика и отправился в Иерусалим. Множество людей постилали перед ним свои одежды, а другие срезали ветви с деревьев и укладывали на пути Иисуса. Иерусалим встретил его при входе зеленеющими ветвями и криками «Осанна! И сегодня православные во время заутрени в Вербное воскресенье стоят с вербой и со свечами. Христиане прославляют Господа словами: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!

Истроия возникновения Пасхи

В 2024 году православная Пасха отмечается 5 мая. Доклад о Пасхе (по предложенному плану): В этом году Пасху мы будем праздновать поздно. Доклад на тему Пасха. Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Предложенная автором творческая исследовательская работа по истории "История и традиции праздника Пасха" содержит в себе справочную информацию об истории праздника Пасхи, о традиции украшения пасхальных яиц, приготовления пасок и куличей, а также описание. Доклад на тему истории и традиций праздника позволяет лучше познакомиться с особенностями этого дня.

Что такое Пасха: история и традиции главного христианского праздника

Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос. Яйца на Пасху красят, потому что считается, будто Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа, и принесла яйцо, потому что в те времена не принято было приходить с пустыми руками. Император Тиберий ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно, это — не более чем легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Хотя допустимы и другие цвета и украшения в честь праздника. Красный — это также цвет Царской славы. Символ Небесного Царства. Но главной традицией для христиан было и остается Пасхальное богослужение.

Пасха в 2021 году состоится 2 мая, и пасхальное богослужение начнется по традиции в 12 ночи. Символы Пасхи Символы Пасхи в 2024 году по традиции — кулич и крашеные яйца. Пасхальное яйцо — это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца — новая жизнь и новое бытие, которое даровал нам Христос. В восточных традициях христианства чтят культуру гостеприимства. Если мы вспомним историю Нового Завета, Иисус и ученики всегда вместе принимали пищу. После того, как Христос вознесся на небеса, в память о Нем ученики продолжали оставлять Ему хлеб во время трапезы. Кулич — это символ того хлеба, который и мы, современные христиане, оставляем для Христа.

Некоторые пасхальные традиции, в свою очередь, не несут какого-то особого христианского смысла. Так, например, обычай разбивать яйца друг об друга при встрече на Пасху — это уже светская традиция. Тем не менее Церковь не запрещает так поздравлять друг друга и радоваться Воскресению Христову. Многие утверждают, что христиане просто приняли языческие обряды, так как некоторые традиции и обычаи Пасхи напоминают языческие обряды. В действительности христианские праздники и христианская идеология не имеет с ними ничего общего. Считается, что язычники встречали весну и красили яйца в честь бога солнца, у язычников было множество других богов, в то время как у христиан Бог Един — Иисус Христос. Тем не менее у современных историков не так много сведений о том, как практиковалось язычество до принятия христианства, и все свидетельства о подобных традициях относятся к уже христианским временам. Поэтому вполне возможно, что язычники переняли христианскую традицию, а не наоборот.

Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей неделей.

Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа. Великий понедельник и Великий вторник — воспоминание последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками. В эти дни на Руси убирают в домах, пекут куличи и приготавливают яйца. Великая среда. Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, будучи жадным к деньгам, пришёл к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я вам предам Иисуса? С того времени Иуда ищет удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе. Великий четверг — установление таинства святого причащения, предательство Иуды. В четверг Страстной седмицы вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство святого причащения. В Чистый четверг, когда куличи уже испечены, дома порядок и ничто земное нас уже не отвлекает, православные люди идут причаститься Святых Христовых Тайн за утренней литургией, в воспоминание того самого первого Причастия, которое было установлено Спасителем на Тайной вечери в Иерусалиме.

Чистый четверг не потому Чистый четверг, что в этот день ходят в баню или протирают мебель от пыли, а потому, что люди приходят в храм исповедаться и причаститься. Великий пяток пятница — крестная смерть Иисуса Христа, погибель Иуды. Последний суд над Иисусом Христом у Пилата, бичевание Спасителя. Евреи принимают на себя и на своё потомство ответственность за смерть Господа. Спаситель с крестом идёт к Голгофе. Распятие Господа в 12 часов дня. Тьма на всей земле с 12 до 3 часов. В 3 часа — крестная смерть Иисуса Христа. Воин пронзает копьём ребро Спасителя.

Иосиф снимает тело Христа и обёртывает его в плащаницу. Погребение Спасителя в пещере. В Великую пятницу литургии не бывает, т. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу т. Это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христа и погребения его. В этот день обязательно надо прийти к Святой плащанице всей семьёй, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне. И в молитве возблагодарить Спасителя, принявшего на себя грехи всего рода человеческого, а значит, и каждого из нас! Великая суббота — день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, Иосифом и Никодимом. Получение благодатного огня с древних времён до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и евангельской истории.

Сейчас, наверное, эти представления о чистоте несколько изменились. Еду принять освящать. Освящают или в субботу вечером, или в воскресенье утром. Куличи перед освящением украшают искусственными и живыми цветами.

В рамках праздничного вечернего богослужения незадолго до полуночи происходит Крестный ход: очень красивое и завораживающее зрелище. Это происходит в единственном месте один единственный раз в году. Зрелище совершенно не объяснимое и причисляемое к разряду чудес. Считается, что, если огонь не сойдет, начнется апокалипсис.

Но пока, как говорится, Бог милует. В первые минуты сошедший огонь — совершенно холодный: его можно безбоязненно трогать и «умываться». Потом он приобретает обычные свойства. Скептики пытались опровергнуть наличие чуда в схождении огня, но, пока это сделать не удалось.

Тогда был другой Бог и другие праздники. И в Пасхальную ночь, чтобы молодежь не тянулась на Крестный ход, по телевизору всегда передавали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».

Византийское православие, оказавшее влияние на балканских славян, заменило масленицу другим днем церковного календаря — Пасхой, ассоциирующейся с окончательным торжеством света.

Радуница, радоница, навий день др. По древней традиции во время радуницы совершались трапезы на могилах родителей и близких родственников. Православная церковь длительное время пыталась искоренить среди славянского населения этот «варварский» обычай, но безуспешно, поэтому она включила впоследствии радуницу в свой культ и приурочила ее к первой неделе после пасхи.

В этот день проводятся богослужения, сохраняется и традиция посещать кладбища. Радуница происходит от славянского слова «радость», после смерти человека необходимо радоваться, он якобы после долгих мучений на земле, попал в радостное место. Эти представления идут с древних времен и называются чередованием хороших и плохих полос — по аналогии в природе — ночь и день, зима и лето, человек в древности полагал, что так должно быть и в жизни, также можно трактовать и жизнь и смерть, если в жизни было плохо, будет хорошо после смерти и наоборот.

На Украине существовал обычай веселиться возле покойника, у ложа покойника разыгрывали веселые сценки, пили горилку, пели, играли на музыкальных инструментах, рассказывали сказки и анекдоты, играли в игры игры свойственны и высшим животным. Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни. Вербное воскресенье Palmsonntag — последнее воскресенье перед Пасхой, и этим воскресеньем начинается Страстная неделя.

Считалось, что пальмовые или оливковые ветви после освящения их в храме защищают человека от злых сил. Освящение «пальм» в церкви происходит с первых веков христианства Palmweihe и представляет собой повторение того ликования, которое прокатилось по Иерусалиму, когда Христос с триумфом вошел в город, — и так как навстречу Иисусу прежде всего выбежали дети, они и сегодня несут в руках во время процессии после освящения пальм в церкви празднично украшенные ветви Palmstecken. Из-за природных условий пальмы заменяются вербными веточками, самшитом или барвинком, можжевельником, пихтой, ветками орешника, елью, буком и другими деревьями или кустарниками.

Простейшие Пальмштекен состоят из шеста, который увивается растениями; наверху крест, привязываются яйца, шест перевязывается фиолетовыми или зелеными лентами. Во время Страстной недели не должно происходить судебных разбирательств, не взыскивают долгов, это время освобождения и помилования заключенных и ожидающих наказания. В повседневной жизни это означает: никаких танцев, никаких празднеств, никакой стрельбы и охоты, никакого шума.

Народ дал каждому дню этой недели свое собственное название. Так, понедельник называют Синим, потому что в этот день католики покрывают алтарь синим сукном; среду — Днем Вотана, или Неправедной krummen Mittwoch , ибо по легенде в среду был осужден Христос; четверг называют Зеленым Griindonnerstag , в этот день в церкви носили зеленое облачение, и существует обычай в этот день съесть что-либо зеленое шпинат, крапиву, зеленую капусту , пятницу называют Днем печали Karfreitag.

Пасха (христианский праздник)

Уже во II веке праздник принял характер ежегодного во всех церквях. В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20].

Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20]. Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей. Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии.

Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп , епископ Смирны , посетил римского епископа Аникета , чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было.

Позднее, в 190—192 годах, римский епископ Виктор на соборах в Палестине , Понте , Галлии , Александрии , Коринфе , настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Ириней Лионский , выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви [2] [22]. Первый Вселенский собор[ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия [24] : Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… Как сообщает историк, епископ и участник Первого Вселенского собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались под тем, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время [25] : Единогласное определение Собора касательно Веры и празднования Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время.

Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвящённое празднество Богу.

Помимо сладостей предлагаются такие традиционные блюда, как колбасы с хреном и горчицей» [6; с. В Швеции «праздник Пасхи празднуют своеобразно — за неделю до наступления праздника девочки наряжаются нечистой силой. Одетые колдуньями они ходят по улицам и выпрашивают сладости.

Это очень напоминает Хеллоуин. Этот обычай очень древний, он возник в Швеции на почве суеверных представлений, т. Жители украшают свои дома пасхальными цветами — жёлтым, зелёным и белым, расставляют жёлтых цыплят в зелёном и белом обрамлении из нарядных перьев. Яйца делают даже из картона, а внутрь каждого кладут по большой, красивой конфете. Обычно устраиваются фейерверки, так как считается, что шум отпугивает дьявола и колдунов, изгоняя их чары» [6; с.

Для приготовления этого праздничного блюда понадобится всего-то 5 000 яиц, 8 л растительного масла, огромный сноп укропа, 80 зелёных перцев, огромное количество высушенного зеленого лука, 25 кг лука, 25 кг сл. Каждый год ранним утром тысячи людей приходят к собору Святого Патрика — главному католическому храму Нью-Йорка. На их головах головные уборы, самых разных форм, расцветок и размеров. Пасха — начало новой жизни, а в Америке начинать новую жизнь в старой одежде — плохая примета. Поэтому приходилось обзавестись хотя бы новой шляпой.

Эта традиция пришла в США из Европы. Позже, эта традиция переросла в уличное шествие для всех желающих, в котором принимают участие профессиональные клоуны и дрессированные животные. Парад шляп проводится в Нью-Йорке всегда — независимо от политических и климатических условий. Потому что проблем всегда было и будет множество, но жизнь весной обязательно возрождается» [6; с. В Польше «в ночь перед Масленицей принято устраивать трапезы в честь наступающего 40-дневного Великого поста.

Первый день Великого поста здесь называют Пепельной средой, когда священник обсыпает верующих освящённым пеплом, который является символом смирения. В Страстную пятницу соблюдаются такие же обычаи, что и в день смерти кого-либо из обитателей дома: нельзя резать скот, печь хлеб, пользоваться расчёской. В доме завешивают все имеющиеся зеркала. Страстная Пятница — день траура. В Страстную Субботу хозяйки устраивают настоящее соревнование: чья пасха самая хорошая, красивая и тщательно берегут секрет её приготовления.

В Пасхальное воскресенье все домочадцы и домашние животные кроме кошек получают по куску освящённого хлеба. В праздничное утро на стол ставят всё лучшее, а в центре обязательно должен быть выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец — символ Воскресения Иисуса Христа» [6; с. Таким образом, описав некоторые традиции в зарубежных странах, считаем необходимым перейти к описанию русских пасхальных обычаев и традиций. Пасхальные традиции на Руси Пасха Христова в России к началу XX века приобрела устойчивые традиции празднования в каждой христианской семье. Так, например, «с приготовлением и употреблением той или иной пасхальной еды были связаны различные предсказания, поверья, гадания.

Также смотрели, как поднимается кулич, будет ли ровной корочка. Если на поверхности кулича получались вмятины, углубления, то это означало, что в доме будет несчастье» [5; 96]. О судьбе гадали и по яйцам, разбивая определённым образом скорлупу. Остатки пасхальной пищи — крошки, скорлупу — никогда не выбрасывали например, клали в зёрна для посева, разбрасывали по огороду. Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято.

Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьёй, разделив его по числу домочадцев. Следует отметить, что эта традиция до сих пор существует во многих семьях. У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодёжные обливания. Понедельник был мужским днём парни, мальчики, мужчины обливали девушек и женщин , а вторник — женским. У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной».

На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших. В настоящее время этот день известен многим как Родительский день, но смысл его не изменён. Приготовления кпразднику Во многих литературных источниках отмечается, что подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения издавна создавала в каждой семье удивительную атмосферу любви, согласия и единения. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Так, церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения.

Благоговейная, исполненная особого смысла тишина устанавливалась в домах на Страстной неделе. Церковь вспоминала события земной жизни Христа, христиане обращались к последним дням Спасителя на земле. В это время шалить было особенно грешно. Детей усаживали читать Евангелие. В детских журналах того времени печатались стихи, рассказы, повести, посвящённые Пасхе» [13; с.

Особое значение имеют последние четыре дня Великого поста: Чистый Четверг, Страстная Пятница, субботний вечер и Пасхальное Воскресение. У христиан в Чистый Четверг и сейчас существует обычай очищаться перед большим праздником. Как известно, самыми распространёнными формами очищения водой и сегодня являются купание и обливание. Раньше в Чистый Четверг детям стригли первые волосы. В этот день традиционно убирали в доме, начинали готовить пасхальные блюда.

Традиционная уборка в Чистый Четверг существует и в настоящее время. В субботу заканчиваются последние приготовления к празднику Воскресения Христова, когда дом уже сияет чистотой, а на столе лежат крашеные яйца и ароматно пахнут куличи. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники, и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времён апостолов пасхальное богослужение совершается ночью» [12; с. Крёстный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви на встречу воскресшему Спасителю.

Крестный ход совершается вокруг храма, при непрерывном звоне колоколов. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божьей Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несёт Евангелие, а идущий слева — икону Воскресенья. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке» [6; 111]. Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем.

Пасхальный стол Ни для кого уже не секрет, что «на Пасху большое место занимает обрядовая еда, которая включает в себя «пасху» из творога с маслом, сахаром, яйцами и изюмом, куличи и крашеные яйца. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это несут в церковь, чтобы освятить. Приготовлялся также артос — большой, раскрашенный и позолоченный хлеб, в середине которого изображался либо крест, либо само Воскресенье Христово» [9; с. В нашей работе мы предлагаем Вашему вниманию несколько рецептов традиционных пасхальных блюд, которые, без сомнения, украсят Ваш праздничный стол. Даже купленные в магазине куличи, украшенные домашней глазурью и обильно посыпанные разноцветным сахаром, будут выглядеть оригинально.

Творожные пасхи, сделанные в специальной форме, тоже являются главным украшением пасхального стола» [6; с. Можно украсить крест на пасхе разноцветными цукатами, на пасху и куличи поставить красные свечечки, а под тарелочки вырезать бумажные цветные салфетки. Для подготовки пасхальных яств к освящению в храме, необходимо приготовить заранее картонные коробки, украсить их разноцветными бумажными салфетками. Можно также приготовить специальные корзиночки или картонки для того, чтобы положить в них подарки для детей из детского дома. В Церкви в пасхальные дни всегда есть возможность передать подарки детям и бедным.

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Хорошо, если есть возможность каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик. Можно заранее приготовить корзиночки с проросшей зеленью и среди зелени разместить яички и кулич на салфетке. На фоне зелёной травки крашеные яйца еще ярче, а такую тарелку с травой легко приготовить самим. За 10 дней до Пасхи на красивую глубокую тарелку или блюдо овальной или круглой формы надо насыпать немного земли, с землей смешать пшеничные зерна, или зерна овса, или кресс-салата.

Полить смесь, так чтобы она была, как жидкая кашица и держать ее в теплой комнате, очень влажной. Когда семена начнут прорастать, травинки будут тянуться к свету и тарелки надо часто поворачивать, чтобы трава росла прямо. К Пасхе тарелка будет покрыта густой зеленой травкой, на которую можно положить крашеные яички. Рецепты пасхальных блюд Студень традиционное блюдо пасхального стола. Субпродукты — 1 кг, морковь — 60 г, лук репчатый — 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3—4 часов, хорошо вымыть, залить холодной водой на 1 кг субпродуктов 2 л воды и варить при слабом кипении в течение 6—8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.

Кулич пасхальный. Развести опару на 3 ст. Поставить её в тепло. Растереть 5 желтков с 2 ст. Когда опара подойдёт, положить в неё растёртые желтки, вбить в неё еще 2 яйца, влить 0,5 ст.

Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него 1,5 ст. Утром побить ещё и дать полежать. Из этого количества теста выйдут 2 кулича. Кулич царский. Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки, 2 ст.

Хорошо выбить тесто и оставить подниматься на 1,5—2 часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму.

Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь Иисуса Христа. Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. Грех был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет.

Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными 2 Петра 1:5-11. Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости 1-е Коринфянам 5:7 Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе — удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи.

В преддверии первой ночи Песах или Пасхи весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс. Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться 1-е Коринфянам 5:7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе. Мессия — хлеб жизни.

Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе — это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» Исаия 53:5б. В Ветхом и Новом Завете закваска или брожение часто символизируют грех. Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» Евангелие от Матфея 16:6. Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» 1-е Коринфянам 5:8. Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни». Спасение через кровь Пасхального Агнца. Зорора — бедро Пасхального ягненка, которое является центральным блюдом Седер, символизирует, что закланный на Пасху ягненок должен был пролить кровь, которая могла бы быть нанесена на косяки домов и защитить первенцев от смерти.

Слово Зорора еще переводится, как «рука Господа» Исаия 53:1 , что символизирует Божье желание простирать руку, что бы спасать нас. Еще раз, Ха Шем Бог отдал на заклание Агнца без «пятна и порока». Как это было предсказано в книге пророка Исайи 53:6-7 последняя жертва будет человеком. Пасха предсказывает искупление. Для верующих в Мессию праздник Пасхи имеет особое значение. Вся нить символов Пасхи воплотились во Христе. Иудеи праздновали Пасху полторы тысячи лет.

Они понимали значение такого заявления. Закланный на Пасху ягненок был предвестником искупления, которое мы обрели через Христа, нашего Пасхального Агнца. Принцип искупления значит, что мы проданы в рабство греху и можем быть свободны от его владычества Иоанн 8:31-32. Быть «искупленным» значит быть «выкупленным из рабства». Христос Иисус заплатил за нашу свободу Своей кровью — это цена искупления 1-е Петра 1:18,19, Галатам 3:13, Ефесянам 1:7, 1-е Иоанна 1:7. Для полного понимания связи Пасхи и Креста мы должны посмотреть историю искупления греха, описание которой началось в книге Бытие и продолжилось через всю Библию. От начала времен Бог сказал: «Нельзя приблизиться ко Мне иначе, как через кровь ягненка».

Эти обычаи отражают древние верования народов мира, по которым яйцо символизировало новую жизнь, пробуждение природы, земли, солнца. Все известные игры, связанные с катанием яиц по земле и озимям - суть отражение верований и магических приемов, цель которых вызвать плодородие. Поэтому, по традиции, на Пасху красят яйца в красный цвет - цвет жизни и солнца. Вся Пасхальная неделя посвящалась обходу селений религиозного прихода церковным причтом в сопровождении «богоносцев». Это был особый обход, так как на Пасху, единственный раз в году, выносятся запрестольные образа. Принимая иконы у себя дома, на некоторое время помещали запрестольную икону Богоматери в зерно, приготовленное для посева. Встречая иконы, каждый домохозяин выставлял на улицу застланный скатертью стол с угощением. Празднование пасхальной недели нередко сопровождалось местными своеобразными обычаями, своими корнями связанными с особенностями локальной ритуальной традиции.

Например, во владимирском селе Баглачево уезд не указан после окончания пасхальной обедни на колокольню всходили два «крикуна». Они обращались лицом к востоку и трижды пели «Христос воскресе», затем повторяли песнопение, обратившись к югу, западу и северу. Эти «крикуны» сопровождали церковный причт во время обхода с иконами по крестьянским домам, каждый раз громко и протяжно выкрикивая: «Христос воскресе воистину! Красуйся, Матерь Божья, помилуй! Из местных пасхальных отметим обычай крестьян Бутенинской волости Жиздринского уезда, называвшийся лалыньканье от лалыкать: западное - петь волочебные песни; псковское, тверское - болтать, калякать. На Пасхальной неделе, лишь только отслужат молебен и из деревни вынесут иконы, девушки, подростки и девочки, собравшись вместе, ходили из двора во двор с песней-величанием, в которой приглашали хозяина выйти на широкий двор, чтобы собирать «хмелёк по тычиночкам», варить пиво и женить сына. За это хозяева выносили лалыньщицам десяток яиц, сало и кусок пирога. Обойдя селение, девушки шли в поле, где жарили яичницу и сало, пели песни и водили хороводы.

Описанный обычай является примером развития локального варианта колядования на традициях общерегиональных колядных форм. Девушки не только исполняли величания, но и собирали еду колядовали. Этим обычаем девушки накануне Красной горки как бы поторапливали холостых парней со сватовством. Обычаи Пасхальной недели настраивали людей на общение: хозяев - на первые весенние хлопоты, связанные с крестным ходом для освящения полей, выборами первого пахаря и первого засевальщика «с легкой рукой»; молодежь повсюду устраивала первые весенние гулянья с качелями, хороводами, играми. Совокупность этих гуляний называлась Красной горкой. Красной горкой именовалась и вся следовавшая за Пасхальной Фомина неделя. Иногда, в зависимости от местных традиций, Красной горкой называли две-три послепасхальных недели. В Усть-Цильме, куда весна приходит позже, хороводы Красной горки разыгрывались на Троицу.

Местами Красная горка ограничивалась одним днем - им был понедельник или, реже, вторник Фоминой недели. Название Красная горка отражает состояние природы этого времени года: снег уже растаял, но не везде сухо, а пригорки и возвышенности обогреты солнышком, - сюда собирались для игр дети и молодежь. В ритуальной жизни людей, близких природе, такие места играли особую роль в течение года. В среднерусской полосе Красная горка была одним из последних сроков встречи весны. Калужане закликали весну с соломенным чучелом, которое крепилось на длинный шест и ставилось на горку. Закликальщики, мужчины и женщины, пропев веснянки, садились вокруг горки и угощали друг друга яичницей. Вечером чучело сжигалось. Закликание весны в Тульской губернии совершалось при восходе солнца: девушки под предводительством женшины-хороводницы вдовы, выбранной «миром» обучать девушек хороводам, играм, песням поднимались на холм или пригорок и составляли круг хоровод.

Известно, что у хороводницы, которая, по-видимому, руководила кругом, в одной руке был круглый хлебец, а в другой - красное яйцо. С хлебом и яйцом встречали весну и солнце. Встречая весну, взрослые девушки и парни обливались водой на восходе солнца. Самые смелые купались в реках. Если в Тульской губернии круг водили на пригорке, то в Переславль-Залесском крае его составлялся в середине села. Девушки становились парами «по ровням» то есть пары составляли «погодки» , все в одинаковых белых платках, шли против солнца вокруг церкви, возвращались на середину села и расходились, чтобы переодеться для нового круга. Так повторялось несколько раз. И это тоже называлось встречей весны.

Материалы XIX в. Однако исполнялись и хороводы вокруг села. В этом случае хоровод имел охранное и магико-репродуктивное значение. В отличие от хороводов, опахивания в сферу своего ритуального воздействия включали значительную территорию, захватывая селения со всеми крестьянскими угодьями.

Традиции и обряды православного праздника Пасхи

  • Реферат на тему "Пасха – самый великий и загадочный праздник" скачать бесплатно
  • Все о Празднике — Пасха!
  • Дата Пасхи
  • История Пасхи для детей - Nils Blog

Подготовка куличей и крашеных яиц

  • Как рассказать детям о Пасхе
  • Презентация, доклад на тему Пасха по ОРКСЭ
  • Пасха — больше, чем просто праздник
  • Доклад-сообщение на тему Пасха 4, 5 класс
  • Подготовка куличей и крашеных яиц

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий