Новости происхождение праздника пасха

В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Какого числа празднуется Пасха в 2024 году, как ее правильно отмечать, что в этот день нельзя делать и на какие народные приметы стоит обратить внимание, читайте в материале «Царьграда». Пасхальный кулич ведет свое происхождение от византийского артоса – хлеба, который пекли из кислого теста в субботу перед Пасхой, освящали, ставили в храме, а после службы делили между прихожанами. Интересно узнать историю возникновения праздника Пасхи? Тогда вам точно к нам! Данный пост от пользователя TankistSasha, расскажет вам подробную историю появления праздника Пасхи, какие традиции праздника, когда отмечается и многое другое.

История православной Пасхи

Когда отмечают праздник Святой Пасхи, история происхождения праздника, значение для христиан. По одной теории, название праздника происходит от еврейского слова «песах», то есть еврейской Пасхи, которая посвящена истории избавления Израиля от египетского рабства. Празднование Пасхи в 2024 году: суть праздника, история возникновения и значение для православных. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Праздник христианской Пасхи длится семь дней, известен как Святая неделя или Седмица и сопровождается обильными угощениями.

История православной Пасхи

Пасха появилась, как праздник, ещё во времена сложных взаимоотношений еврейского народа с египетскими фараонами. Когда в 2024 году православные верующие отмечают Пасху, каковы традиции, символы и приметы праздника — в материале «Вечерней Москвы». Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу. Православная Пасха в России остаётся главным праздником для всех верующих. Расскажите ребёнку его историю, поиграйте в особые пасхальные игры, создайте необычные поделки и подарите детям подходящие случаю подарки. В статье подробнее расскажем, когда Пасха в 2024 году, что это за праздник и какое у него значение. Праздник Пасхи Христовой отмечают как минимум 2,5 млрд человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая его главным событием истории человечества.

Пасха - 2023: история и традиции Светлого Воскресения

Но какое отношение это имеет к нашей жизни? Какой выбор ежедневно делаем мы? Боимся испортить карьеру, как Понтий Пилат, или рискуем всем, что есть, ради любви, как Иосиф Аримафейский, похоронивший распятого Христа в могиле, приготовленной для себя? Почему в Страстную пятницу во всех храмах погребально звонят колокола? Что происходит на следующий день, в Великую Субботу?

И почему на пасхальной иконе изображено Сошествие Христа во ад? Мы можем быть абсолютно светскими людьми, не ходить в церковь, не читать Евангелия, но накануне Пасхи обязательно покрасим яйца и купим кулич. Откуда идет эта традиция и что она означает? Воскресение Христово — это образ или реальность?

Дионис был сыном богов, которого воскресила его бабушка. А сам Дионис вернул к жизни свою мать, Семелу. По иронии культ Кибелы когда-то процветал именно в том месте, где сейчас находится Ватиканский холм. Возлюбленный Кибелы Аттис был рожден девственницей, умер и воскрес. Этот весенний праздник начинался в черную пятницу и достигал своего апогея через три дня, когда люди отмечали его возрождение. В самом начале христианской эпохи на Ватинканском холме произошел жестокий конфликт между последователями Иисуса и язычниками, которые поспорили о том, чей бог был истинным, а чей — лишь имитацией. Здесь стоит отметить, что в древнем мире в тех местах, где были популярны мифы о воскресших богах, христианство обретало множество новых последователей.

Таким образом, в конце концов, христианство нашло некий компромисс с языческим праздником весны. Хотя в Новом Завете мы не находим никаких упоминаний о Пасхе, первые отцы церкви праздновали ее, а сегодня во многих церквях на Пасху проходят «рассветные службы» — очевидный отголосок древнего языческого культа солнца. Дата Пасхи не фиксирована и определяется фазами Луны — разве это не показатель ее языческих корней?

Это - праздник победы над смертью. Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. Во II веке время и чин праздника устанавливается в Христианской Церкви.

И только к V веку Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год. Прейдя на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название Велик день. Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей...

После Тайной Вечери Христос с учениками идет в Гефсиманский сад и, оставив их, один молится перед страданиями и крестной смертью.

Сообщества первых христиан отмечали праздник Светлого Воскресения в разное время - кто-то в один день с иудеями, кто-то в первое воскресенье после иудеев. С течением времени разница во времени празднования и традициях становилась более четкой. На Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году, было решено праздновать Пасху в один день. С тех пор поместные Церкви приняли решение праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния от весеннего равноденствия. Тогда же все поместные Церкви стали отмечать праздник в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.

Если же на этот день выпадала иудейская Пасха, то христиане переносили празднование на следующую неделю, поскольку еще правилами святых апостолов христианам запрещалось отмечать Пасху в один день с иудеями. Только в V веке христиане утвердили название Пасха для общепринятого обозначения Воскресения Христова. Откуда пошло название "Пасха" В соответствии с Библейским повествованием, воскресение Иисуса Христа произошло во время иудейского праздника Песах, которым отмечается исход из Египта. Согласно Ветхому Завету, последней «Египетской казнью», окончательно повлиявшей на решение фараона освободить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не убил только тех, кто заклал агнца и нанес его кровь на свои двери, что стало спасением людей от смерти. С течением времени иудейского слово "пейсах" приобрело более привычное славянскому уху название - "пасха".

И люди стали чаще пользоваться сокращенным названием праздника вместо полного. Первые христиане были уверены в том, что живут в последние годы мироздания, поэтому каждый год на Пасху ожидали второго пришествия Христа. Поэтому в день Пасхи они совершали литургию и посвящали время воспоминаниям о событиях из жизни Христа - от Тайной Вечери до Воскресения. Впоследствии каждая пятница день распятия Христа стала днем скорби, а каждое воскресенье - днем радости. Чувство потери, скорби и последующей радости достигали своей кульминации в день иудейского пейсаха. Так зародились пасхальные традиции в современном понимании.

Церковные богослужения В православных храмах пасхальные службы начинаются накануне вечером - в Страстную субботу - и длятся всю ночь.

Как рассказать детям об истории возникновения праздника Пасхи

Сошествие Христа во ад. Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба. Однако до XVI века православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения, которая выставлялась в середине каждой церкви, называлась «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей Адама и Еву , символизирующих тех представителей человечества, которые хранили истинную веру и ждали Спасителя. Ту же мысль можно услышать и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех умершим живот жизнь даровав».

Дата Воскресения Сейчас нельзя точно определить какого именно числа по нашему календарю произошло событие Воскресения. Опираясь на евангельские данные, можно с уверенностью сказать только одно: по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес в «первый день недели», 16-го дня Нисана. Что такое «первый день недели»? Неделя у евреев состоит тоже из семи дней, однако последним ее днем является суббота от евр. То есть Христос воскрес на следующий день после субботы. Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним».

Позже в славянских странах он был назван воскресеньем. Первый весенний месяц Нисан соответствует марту — апрелю. Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, и Нисан был первым месяцем нового года. Он начинался в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. А первый день Пасхи всегда праздновался иудеями в 14-й день Нисана и всегда совпадал с первым весенним полнолунием. Солнечный и лунный год отличаются друг от друга на 11 дней 365 и 354.

Ясно, что для человека, живущего по солнечному календарю, дни лунного календаря каждый год будут приходиться на разные дни недели. Кроме того, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки в сравнении с астрономическим годом и правил их корректировки не существует. Читайте также: Как вычисляется день празднования Пасхи? В I столетии по Р. Сейчас вопрос типа: «Что ты делаешь в воскресенье» звучит как нечто само собой разумеющееся. Но попади мы вдруг в I век — нас бы просто не поняли даже сами христиане.

Потому что не было дня с таким названием, а был факт Воскресения, о котором каждую неделю, «в первый день» вспоминали его очевидцы. В связи с этим между некоторыми Поместными Церквями возникли споры о том, в какой же день надо ее отмечать.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Москва Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. Коломна Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого» , упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св.

Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова. Храм св. Николы РПсЦ в г. Коломне Старообрядческие храмы Воскресения Христова Знаменитая рогожская колокольня была освящена 18 августа 1913 года во имя Воскресения Христова, после того как на средства благотворителей этот храм был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. После того, как во время гонений безбожников храм был осквернен, его нужно было переосвятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, поскольку старый антимис во имя Воскресения Христова исчез, однако на Рогожском хранился антимис, освященный во имя Успения Божией Матери. В таком положении храм пребывал до 31 января 2014 года.

В конце 1990-х годов стали изучать предложения вернуть храму его историческое имя. После реконструкции и капитального ремонта храма в 2012 году его необходимо было переосвятить. Инициатива переосвятить храм с его историческим наименованием была поддержана предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием Титовым на Освященном соборе 2014 года. Таким образом ему было возвращено историческое имя. Храм-колокольня Воскресения Христова. Это первая старообрядческая церковь поморской общины 2-й Московской общины поморского брачного согласия , возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная.

Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы. ДПЦ Также в Литве в г. Христианская Пасха и Песах у иудеев Еврейская Пасха В 2021 году православные празднуют Пасху 2 мая, а иудейский праздник Песах Еврейская Пасха в этом году прилучается на 27 марта—4 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями? Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина. Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день.

Как же быть? Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе: Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия ; не сопраздновать Пасху с иудеями. Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими главными правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря.

Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать. Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней. Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями»?

Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника? На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым слабым , так и вторым сильным толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения» не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее. Новопасхалисты и их учение В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос.

Собственно, пересмотром занимался один только А. Рябцев, а остальные ему просто поверили на слово. Рябцев, в частности, писал мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы : … Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты» или «новопасхальники».

Квасной хлеб и любые продукты брожения запрещены. В память о крови на косяках домов иудеев времен Исхода в этот же вечер приносится в жертву пасхальный агнец.

Символика жертвенного агнца потом станет играть большую роль в христианстве. Вы, наверное, уже заметили знакомые христианские атрибуты — хлеб и вино на традиционной иудейской пасхальной трапезе? И это верно, потому что на Тайной вечере Иисус с апостолами отмечал именно пасхальный Седер. Еще около ста лет после распятия Христа христиане считали себя частью иудейского мира, именно из-за этого происходили горячие споры между апостолами Петром и Павлом о том, можно ли крестить язычников, нужно ли делать им обрезание, какие иудейские традиции сохранять в христианстве, а от каких освобождаться как от фарисейства. Иисус был распят на следующий день после Седера — так он сам становится жертвой, тем самым пасхальным агнцем, которого необходимо принести в жертву для освобождения людей от рабства, только уже не от рабства физического, а от цепей первородного греха. Иисус спускается в Ад и ломает его ворота. Хлеб и вино Седера становятся прообразами хлеба и вина на причастии.

Стоит отметь, что католики и протестанты до сих пор для гостии евхаристический хлеб — тело Христово используют именно пресный хлеб, в то время как просфора — хлеб для причастия в православной традиции - уже квасной. Это связано с притчей о том, как Иисус Христос накормил пятью хлебами толпу людей. В Средние века бывали случаи, когда католики нападали на православных именно за то, что те используют для причастия квасной хлеб, это воспринималось как ересь. Анна Карасева: Изначально дату христианской Пасхи выстраивали относительно иудейской: она была на той же неделе, но в воскресенье. Но в 325 году на первом Никейском Вселенском соборе было принято решение высчитывать Пасху вне зависимости от иудейской традиции, однако, как правило, эти дни все равно находятся рядом. В этом году: Католическая Пасха: 4 апреля Православная Пасха: 2 мая Разница в числах появляется из-за того, что сказывается использование Юлианского и Григорианского календарей, а также влияние сложных математических операций по вычислению даты праздника, которые у православных и католиков различаются. Однако не все так просто.

Христианская или новозаветная пасха тоже не одна. Их две. Пасха крестная — то есть день, когда Христос был распят, и Пасха воскресная — когда он воскрес. В древности больше внимания уделялось крестной Пасхе пятница , в современности — воскресной. Отсюда же появляются страстная и светлая седмицы — две недели до и после пасхи, в которые происходят скорбь по страданиям Христа и празднование его воскресения. Анна Карасева: К 3-4 векам нашей эры христианство начало распространяться по всему миру, а вместе с ним и празднование Пасхи. Придя на территории северной и западной Европы христиане с удивлением обнаружили, что Пасха совпадает с крупными языческими праздниками, связанными с природными циклами.

Вероятнее всего это происходило как раз из-за того, что изначально Пасха была связана с приходом весны и пробуждением сил природы. Для христианских миссионеров подобные совпадения были настоящим подарком. Дело в том, что любую религиозность можно условно разделить на две составляющих: миф, то есть содержание, и ритуал, то есть форма. Для простого человека ритуал намного ближе мифа, а значит его изменение всегда воспринимается более болезненно. Мы знаем множество случаев в истории, когда изменение ритуала разделяло церкви — ярким примером может служить старообрядческий раскол. Изменение мифа происходит легче. Зная это, христианские миссионеры старались сохранить привычные для местных жителей формы верований, однако меняли и преобразовывали их содержание.

Именно поэтому очень часто православные и языческие праздники совпадают, а церкви строились на местах древних капищ. В 1682 году был опубликован рассказ профессора медицины Франкенау о кролике, откладывающем яйца и прячущем их в саду. Однако откуда взялся такой необычный образ? Неужели профессор его просто выдумал? Если так, то почему этот сюжет так быстро прижился в народе? Начнем с того, что во всех странах мира праздник Пасхи называется одинаково, близко по звучанию к греческому оригиналу. Кроме Англии и Германии, где этот праздник получает название Истер или Остерн.

Вероятнее всего у древних германцев и бриттов существовало общее женское божество Остара, тесно связанное с приходом весны и пробуждением природы. В древнеанглийской и старогерманской традиции имя Эостры Остары , носил месяц апрель. Вероятнее всего эта богиня имеет общеевропейские корни с богинями рассвета и плодородия, такими как индийская Ушас, римская Аврора, ассирийская Астарта, греческая Эос. Согласно реконструкциям ученых, зайцы, а затем и кролики, которые были завезены на британские острова в качестве дешевой пищи, когда Британия стала римской провинцией, были священными животными Остары, их плодовитость была символом силы богини.

Какого числа Пасха в 2023 годуДата празднования Пасхи каждый год меняется и высчитывается по лунному календарю. В 2023 году Пасха выпадает на 16 апреля. Чтобы самостоятельно рассчитать дату Пасхи - 2023, нужно знать, что торжество наступает обязательно в воскресенье после дня весеннего равноденствия 21 марта и после первого полнолуния, следующего за ним. Самой ранней датой Пасхи может быть 22 марта, а самой поздней - 6 мая. Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана приблизительно соответствует марту. Годовой религиозно-праздничный цикл иудеев, со времени Моисея, был привязан не к солнечному календарю, а к лунному, который короче по количеству дней приблизительно на 11 суток.

По этой причине в разные годы одни и те же фазы луны выпадают на разные числа месяцев. Вот почему иудейская Пасха празднуется строго в один и тот же день месяца Нисана, а православная и католическая сдвигаются по датам. Красим яйца на Пасху в разные цвета — самые простые и красивые способыВо времена первых христиан не было единого мнения относительно дня празднования Пасхи. Только в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее было установлено, что Пасха Христова должна праздноваться после иудейской, в ближайший воскресный день по полнолунии, которое выпадает на самый день весеннего равноденствия или происходит непосредственно после него но не ранее. Что означает слово "Пасха"Слово "Пасха" песах в буквальном переводе с еврейского языка означает: "прохождение мимо", "переход". Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом народа Израиля из Египта. Поскольку правящий фараон не хотел отпускать евреев, Бог наслал на страну череду бедствий Казни Египетские. Последней карой было убиение всех первенцев, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина Исх. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их стороной, шел мимо. Отсюда и название события — прохождение мимо.

Он сам занял место пасхальной жертвы ради очищения всех людей от грехов раз и навсегда. В переводе с греческого языка Пасха означает перехождение, избавление. В этом смысле христианская Пасха означает переход от смерти к жизни, от греха к святости. Что празднуют на Пасху 2023Христианский праздник Пасха - это торжественное Воскресение Господа на третий день после его мучений и смерти на кресте. Иисус Христос умер на кресте в пятницу около трех часов дня после обеда, накануне еврейской Пасхи. Иосиф Аримафейский вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами, завернули в полотно плащаницу и похоронили в каменной пещере. Вход в пещеру заложили большим камнем. После смерти Иисус сошел в ад со спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в него. На третий день после своей смерти, рано утром в воскресенье Иисус Христос воскрес из мертвых. Воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати.

Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Воскреснув, Иисус явился своей матери и ученикам. В течение последующих 40 дней он являлся около 500 верующим. На Пасху христиане празднуют избавление всех людей через Спасителя от рабства диаволу и дарование им жизни и вечного блаженства. Своей смертью он искупил все грехи, а Воскресением даровал вечную жизнь. Пасха: традиция освящения куличей и лучшие рецептыВоскресение Иисуса Христа - основа веры. Это первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще именуют "малой Пасхой".

Традиции на ПасхуПразднование Пасхи начинается поздно вечером в субботу.

Тайные агенты язычества в христианских праздниках: Пасха

Существует несколько версий происхождения слова «Пасха». Праздник Пасхи Христовой отмечают как минимум 2,5 млрд человек во всем мире, вне зависимости от национальности и происхождения, считая его главным событием истории человечества. Чаще всего католическая Пасха наступает раньше, но иногда праздник у разных ветвей христианства выпадает на один день. Пасхальный кулич ведет свое происхождение от византийского артоса – хлеба, который пекли из кислого теста в субботу перед Пасхой, освящали, ставили в храме, а после службы делили между прихожанами. По одной теории, название праздника происходит от еврейского слова «песах», то есть еврейской Пасхи, которая посвящена истории избавления Израиля от египетского рабства. Основные мысли празднования Пасхи остались неизменными до наших дней: в пятницу объявляется день скорби после распятия Христа, в воскресенье объявляется праздник в честь его воскрешения.

Светлая Пасха: история и традиции древнейшего христианского праздника

Санкт-Петербург, 1897. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном, Пасхальное яйцо «Ландыши». Санкт-Петербург, 1898. Перхин, миниатюры И. Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Санкт-Петербург, 1911. Фаберже, мастер Г.

Вигстрём, художник-миниатюрист В. Кулич также имеет языческого предка в виде весеннего обрядового хлеба, который выпекали из дрожжевого теста. Этим хлебом было принято делиться с Землей, надеясь, что она сторицей вернет подношение. После принятия христианства на Руси появился отдельный вид хлеба, «засевальная паска», который закапывали в поле для хорошего урожая. Выпекание пасхального хлеба было важной и ответственной задачей, ведь от того, насколько пышным и ладным выйдет кулич, зависело благополучие дома в течение всего года. Кулич сдабривали сладким изюмом, цукатами, маслом и яйцами, словом, самыми сладкими и сытными ингредиентами, чтобы семья в грядущий год не знала голода. Освященный в церкви кулич становился драгоценной реликвией, каждую крошку которого использовали и берегли. Пушистые вербные сережки, проклевывающиеся на фоне заснеженных зимних полей, казались сосудами новой жизни, залогом наступающего тепла и растительной силы.

Вербное воскресенье — еще один пример адаптации христианством языческой традиции. Это последнее перед Пасхой воскресенье знаменует важное библейское событие — въезд Иисуса Христа в Иерусалим верхом на осле. В Библии рассказывается, как горожане восторженно приветствовали Человека из Назарета, узнав о том, что ему удалось воскресить Лазаря. Путь Иисуса устилали пальмовыми ветвями. Впоследствии пальмовая ветвь в религиозном изобразительном каноне станет символом мученичества, что можно проследить как в православной, так и в католической традиции. На Руси пальмы не водилось и ей подобрали подходящую замену — вербу, которая не имела жертвенного окраса, а лишь символизировала новое начало. Несмотря на то что Пасха — единый праздник для мирового христианства, каждая культура добавляет свой уникальный штрих в традицию торжеств. В Чехии, например, бытует обычай «помлазки», которого с нетерпением ждут юноши, а вот девушки… не всегда это нетерпение разделяют.

На пасхальных рынках Чехии, а также в цветочных магазинах можно отыскать ивовые или березовые прутья, украшенные разноцветными лентами.

Так как на Руси христианство не является исконной религией, а было насильственно установлено в конце первого тысячелетия н. Именно одним из многочисленных ритуалов славянского язычества, являлось приношение богам яиц. Приносились, разумеется, не только яйца, но и другие съедобные продукты. Яйцо с одной стороны являлось минимальным даром многочисленным идолам, а с другой могло исполнять символическую функцию.

Уже гораздо позднее, чем христиане столкнулись с этим языческим ритуалом, была придумана нелепая история о яйце, которое Мария преподнесла Императору. История эта, кстати, свидетельствует о духовном и интеллектуальном обнищании людей, её сочинивших, так как представляет собой вялую, слабоумную и неудачную попытку явно искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства. Ну подумайте сами, какое отношение имеют крашенные куриные яйца к Иисусу Христу? На примере с Пасхой видно, что этот праздник заимствован в несколько этапов и в разных местах. Для начала заимствовали у семитов название праздника и систему его вычисления по лунному календарю.

Далее заимствовали у греков и римлян содержание и смысловую нагрузку самого праздника. И уже только потом набрали различных языческих ритуалов. Чтобы веселей было.

Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще именуют "малой Пасхой". Традиции на ПасхуПразднование Пасхи начинается поздно вечером в субботу. Еще с древних времен принято бодрствовать в священную и предпраздничную ночь. Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к плащанице и, совершив каждение окрест ее, относят ее в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Пасхальную утреню начинают в 12 часов ночи.

При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. Совершается крестный ход - шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Затем церковнослужители и приход входят в храм, как жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Во время праздничной службы священнослужители облачены в белые одежды. С наступлением Пасхи они одеваются в праздничные красные. На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником словами "Христос Воскресе! Пасху следует отмечать с размахом и весельем. В праздник Пасхи начинается разговление после длительного 40-дневного Великого поста. Неотъемлемой частью Пасхи является праздничная утренняя трапеза.

Первое, что принято есть в Светлое Воскресенье, это освященные крашеные яйца. А после утренней церковной службы - пасхальный кулич и пасху сладкое творожное блюдо с изюмом, курагой и цукатами. Яйца - символ пролитой крови Иисуса Христа, кулич - символ тела Господнего, пасха - символ гроба Господнего, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Перед тем, как приступить к трапезе, верующие играют в битки: два игрока держат в руках по куриному яйцу и бьют их друг о друга, намереваясь разбить чужое, не разбив при этом свое. Почему на Пасху принято красить яйцаВ день Пасхи и еще месяц после нее верующие приветствуют друг друга словами: "Христос воскресе! Традиция красить яйца на Пасху восходит к глубокой древности. Библейская легенда связывает эту традицию с равноапостольной Марией Магдалиной, которая отправилась в Рим после воскрешения Иисуса Христа и преподнесла императору Тиверию яйцо, возгласив: "Христос воскрес! Император в ответ возмутился, сказав, что невозможно воскреснуть из мертвых, как и яйцу вдруг покраснеть. В тот же миг на глазах в у всех куриное яйцо стало красным. С тех пор верующие преподносят друг другу крашеные яйца.

Яйцо — это символ жизни. Как из-под твердой мертвой скорлупы рождается жизнь, так и из гроба воскрес Иисус Христос, а некогда в будущем восстанут и все мертвые. Изначально яйца красили только в красный цвет. Красное яйцо символизирует кровь Христа, пролитую за всех людей. Кроме того, это символ радости и торжества. Теперь яйца красят во все цвета, кроме траурных и мрачных. Страстная неделя перед Пасхой 2023Неделя до этого - от Вербного воскресенья 9 апреля до Пасхи - называется Страстной. Это самый строгий период поста, когда люди должны соблюдать духовную и телесную чистоту. Каждый день Страстной недели или седмицы имеет свое значение. В Страстную неделю нужно как можно чаще бывать в храме.

Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе! Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яйца символизировала кровь Христа и одновременно подтверждала Его Воскресение. Поэтому по существующему преданию именно яйцо стало символом и одним из доказательств Воскресения Сына Божьего.

Возможно все, согласно преданию, и произошло в действительности, и если это было, то очень хорошо и никто не против. Но, честно говоря, история эта напоминает достаточно неудачную, в плане фантазии ее авторов, попытку искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства. Заимствованный у евреев праздник Пасхи пришёлся согласно лунному календарю на то время, когда славяне праздновали свои "языческие" праздники. Одним из многочисленных ритуалов так сказать «язычества», являлось приношение богам яиц.

Приносились не только яйца, но и другие съедобные продукты. Яйцо с одной стороны являлось минимальным даром богам, а с другой исполняло символическую функцию. С древности яйцо в народе являлось символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, перехода из небытия в бытие. Было принято дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день нового года и в день рождения.

Богатые вместо окрашенных, разрисованных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. Уже позднее, христиане, столкнувшись с этим «языческим» ритуалом, придумали эту достаточно неправдоподобную историю о яйце, которое Мария преподнесла императору. Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху, по свидетельствам ученых, встречаются в христианской рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции.

В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братии, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе! Обычай красить и разрисовывать яйца существовал на земле с ведических времен. Одним из наиболее распространенных элементов росписи являлось изображение солнца в виде 4-рех, 6-ти, 8-ми лопастных крестиков, звездочек. Загнутые края крестиков символизировали солнце в движении солнцеворот.

На писанках, рушниках, коврах одним из наиболее распространенных орнаментальных элементов всегда было "Древо Жизни". Его культ также теряется в глубине веков. В росписях наши предки использовали закон развития дерева: на кончиках главных веточек - три почки как символ триединого естества рода человеческого — отец-мать-дитя. Писанки донесли до нас два основных изображения "Древа Жизни".

Наиболее распространенное — реалистическое, реже — ажурный тризуб, древний знак наших предков ариев.

Всё сложно: как определяют дату Пасхи

И именно в ходе Тайной Вечери, по приданию, Иисус заменил собой значимость символа Пасхи. Вместо ягненка, жертвой, которая призвана очистить человечество от греха, становится сын божий Иисус. Он берёт на себя все грехи, и становится символом этого праздника. Однако ягненка продолжают приносить в жертву ещё до 70-го года нашей эры.

А после разрушения Иерусалимского храма, о традиции стали забывать. Точнее, она стала менее значительной. Достаточно было просто съесть кусок печеного мяса в ночь 14-го дня месяца Нисана.

Дата празднования Пасхи В дальнейшем праздник Пасхи стал уже основным у христиан всего мира. В пятницу принято скорбеть по убиенному в этот день Иисусу. В воскресенье — радоваться его воскрешению.

Но когда это делать? В разных местах земного шара праздновали Пасху по-разному.

Пасхальная утреня — это ранняя утренняя молитва или, в некоторых традициях, часть всенощного молитвенного бдения. Обычно это происходит со звоном колокольчиков. Все прихожане обмениваются «поцелуем мира» в конце пасхальной заутреницы. Обычай целоваться основан в следующих местах Священного Писания: Римлянам 16:16; 1 Коринфянам 16:20; 2 Коринфянам 13:12; 1 Фессалоникийцам 5:26; и 1 Петра 5:14. Пасхальные часы — это краткое молитвенное служение с песнопениями, отражающее пасхальную радость. А Пасхальная Божественная литургия — это причастие или евхаристическое служение.

Это первые празднования воскресения Христа, которые считаются наиболее важными службами церковного года. После евхаристического служения пост прерывается и начинается пир. День православной Пасхи отмечается с большой радостью. Дата события уникальна для каждого года. Праздник Пасхи в 2021 году пройдет 2 мая. Традиции и приветствия Пасха, как и Рождество, накопила множество традиций , некоторые из которых не имеют ничего общего с христианским празднованием Воскресения, а происходят от народных обычаев. Обычай пасхального ягненка соответствует как названию Иисуса в Писании «вот агнец Божий, берущий грехи мира», Иоанна 1:29 , так и роли агнца как жертвенного животного в древнем Израиле. В древности христиане клали мясо ягненка под жертвенник, благословляли его и затем ели на Пасху.

С 12 века постный пост заканчивался на Пасху едой, включающей яйца, ветчину, сыры, хлеб и сладости, которые были благословлены по этому случаю. Со временем у православных славян возникли все новые и новые поверья, ритуалы, обычаи. Многие приурочены Страстной неделе Страстной седмице , предшествующей Великому дню Светлого Христова Воскресения — в это время ведется подготовка к Пасхе. В Чистый четверг до восхода солнца купались в проруби, реке или в бане — в этот день причащались и принимали таинство, убирали в избе, белили печи, ремонтировали ограды, приводили в порядок колодцы, а в Средней полосе России и на Севере окуривали жилища и хлева ветвями можжевельника. Можжевеловый дым считался целебным: люди верили, что он защищает близких и «животинку» от болезней и всякой нечисти. В Чистый четверг освящали соль и ставили ее на стол рядом с хлебом, пекли куличи, пасхальную бабу, медовые пряники, варили овсяный кисель, чтобы задобрить мороз. Еще одним символом праздника Пасхи стал Благодатный огонь — самовозгорающееся пламя на Гробу Господнем, которое затем выносят к людям священники, а патриарх зажигает им лампады и свечи, символизируя тем самым чудо воскрешения Иисуса Христа и его выхода из могилы. Огонь, или Свет, появляется в процессе проведения особого ритуала, приуроченного к празднованию Пасхи.

Среди православных христиан принято приветствовать друг друга в пасхальный сезон пасхальным приветствием. Приветствие начинается с фразы: «Христос Воскрес! Важную роль в праздновании Пасхи играют яйца. В православной традиции яйца — символ новой жизни. Ранние христиане использовали яйца, чтобы символизировать воскресение Иисуса Христа и возрождение верующих. История гласит, что Мария Магдалина, одна из женщин, узнавших в числе первых, что Христос воскрес, решила сообщить римскому императору Тиберию об этом чуде. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо воскрешения Спасителя. Но император не поверил этому и сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес».

Яйцо тут же стало красным… С тех пор появилась пасхальная традиция красить яйца в красный цвет, чтобы символизировать кровь Иисуса, пролитую на кресте для искупления всех людей. Потом их стали окрашивать и в другие цвета. Каждый цвет, которым мы красим пасхальные яйца, имеет особое значение. Таким образом, красный символизирует кровь Иисуса, синий — символ истины, а зеленый олицетворяет плодородие.

Помажем благовониями Тело, источающее жизнь и погребённое, — лежащую во гробе плоть Того, Кто поднимает павшего Адама. Идём, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесём в дар миро Обвитому не пеленами, а погребальным полотном, и, плача, воскликнем: "О, Владыка, подающий воскресение падшим! Кроме Тебя иного не знаем и имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся Святому Христову воскресению, ибо через Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть. Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость. Песнь 7 Ирмос: Избавивший некогда отроков из печи Дан. Это — Единый Бог отцов, благословенный и препрославленный Мк. Умудрённые Богом женщины вслед Тебе спешили с благовонным миром. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной, жизни и в восторге воспеваем Виновника [37] происшедшего — Единого Бога отцов, благословенного и препрославленного Ос. Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного Дня Воскресения, в которую Вечный Свет во Плоти для всех воссиял из гроба Ин. Песнь 8 Ирмос: Это — знаменитый и святой День, единственный, Царь и Господин всех суббот [39] , — праздник из праздников и торжество из торжеств! В этот День будем благословлять Христа во веки. Придите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки Мф. Оглянись вокруг себя, Сион, и посмотри: вот стеклись к тебе — как дивно сияющие звёзды — от запада, севера, юга и востока дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки Ис. В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все века Мф. Песнь 9 Диакон поёт запев: Прославляет душа моя воскресшего в третий день из гроба Христа, Подателя жизни. Торжествуй ныне и веселись, Сион. Тропарь: О, как божественно, любезно и пресладостно Твоё слово, Христе! Ты неложно обещал с нами быть до кончины века Мф. Имея это обещание как опору надежды, мы, верные, радуемся. Запев: Мария Магдалина прибежала ко гробу и, увидев Христа, стала расспрашивать Его, приняв за садовника. Тропарь: О, Христос! Ты — наша Великая и Священнейшая Пасха! О, Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннейшего единения с Тобою в вечно светлый день Твоего Царства 1Кор. Запев: Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив всех умерших». В качестве заключительного песнопения вновь повторяется ирмос «Светись, светись, Новый Иерусалим... Но, как бы то ни было, в храмах в день Праздника праздников читается начало книги Деяний Святых Апостолов, и уже в силу своего особого положения в ряду прочих апостольских чтений оно достойно внимательного прочтения и размышления. Начиная вторую часть своего труда то есть Книгу Деяний , евангелист Лука в кратких словах обобщает происходившее в течение сорока дней после того раннего утра, когда пришедшие к месту погребения распятого Иисуса Христа женщины увидели, что гроб, место смерти, — пуст. Его нет здесь», — услышали они Лк. Непостижимая весть! Но именно она в скором времени ляжет в основу христианской проповеди спасения. Апостольская весть повернёт ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью. Естественным образом уверовать в это было практически невозможно. Требовалось сверхъестественное воздействие, убеждающее и неоднократное. Одной ангельской вести возле пустого гроба было недостаточно. Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием. Мы редко задумываемся над тем разочарованием, которое постигло учеников Иисуса Христа в день Его крестной смерти. Вид креста для нас стал чем-то обычным: крест лежит на престоле и стоит за престолом, он увенчивает здания храмов, изображается на знаменах, изготавливается из золота, серебра, украшается драгоценными камнями, носится как нательный крестик и как наперсный крест. И мы с трудом можем представить себе тот ужас, который в древности вызывал вид креста. Даже слышать о кресте, — писал Цицерон, — унизительно для римского гражданина и вообще для свободного человека. Только на этом фоне мы можем понять, насколько абсурдным для античного мира казалось утверждение, будто некто распятый является Господом и Богом, и что Его смерть возвещается миру как спасительное событие! Но соблазном то есть скандалом крестная смерть Иисуса Христа была не только для Античного языческого мира, если он вообще о ней думал. Соблазном она была и для тех, кто сопровождал Его до Гефсимании, и кто совсем не был готов к такому концу. В ночь ареста все ученики разбежались. Оно началось уже с предсказаний Иисуса Христа о Его страстях. На пути в Иерусалим ученики никак не могут понять Его. Трижды говорит Он ученикам о том, что Ему предстоит. Каждый раз всё более открыто. Но слух учеников был замкнут. Их занимали совсем другие проблемы, проблемы земной славы и власти Мк. То, что происходило потом, лучше всего предсказал Сам Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне букв. Они бежали не только из охватившего их естественного страха. Страсти и смерть Иисуса Христа были для них соблазном, разрушившим их надежду и веру. Теперь все их надежды рухнули. И вдруг — потрясающие до глубины души откровения, выходящие за пределы привычного земного опыта явления Самого Воскресшего, те явления, о которых скупо говорит евангелист Лука в первых строках Деяний Святых Апостолов. Свидетели явлений ощущали не то, что доступно естественным чувствам всякого человека в любое время, не то, что постоянно повторяется и может быть проверено опытом. Нет, Апостолы видели то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» 1Кор. То, что испытали тогда апостолы, мы, не разделившие с ними их переживания, не можем полностью и постичь. Много позже Апостол Павел описывает свою встречу с воскресшим Христом и сравнивает свой опыт обращения с явлением света в первый день творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» 2Кор. Славу Божию увидели все, кому являлся Воскресший Христос. Поэтому они не могли оставаться сторонними наблюдателями. Теперь они были уверены, что от любви Божией, которая явилась в Иисусе Христе, не может отлучить «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» Рим. Однако способность к свидетельству пришла не сразу вместе с радостью встречи с живым Воскресшим. И об этом тоже говорит наш отрывок из книги Деяний. Апостолам до их свидетельства миру было велено ждать крещения Святым Духом. Ибо даже теперь они всё ещё были погружены в мечты о земной славе и власти, правда, уже не личной, но о славе и власти царства Израиля. Они спрашивают, не настало ли время, когда Израильское царство будет восстановлено вот Им, Иисусом Христом, Который здесь, живой, возлежит с ними за трапезой. Действительно, центральное место в проповеди Спасителя занимало Царство Божие. Но Он понимал его совсем не так, как Его ученики, которые ждали того дня, когда Бог вмешается в историю и обеспечит Израилю независимость и то высокое положение, какое он занимал в мифологизированное время великих царей древности. Царство мыслилось ими в политических категориях. Апостолы спрашивают о том, когда, где и кто восстановит царство. Воскресший Иисус отклоняет их мечтательные предположения. В день Пятидесятницы они примут силу Святого Духа и станут Его свидетелями, продолжателями Его дела, царственным священством, проводниками воли Божией на земле, осуществляющейся в Церкви. Об этом им заповедано молиться: «Пусть придёт Царство Твоё; пусть осуществится воля Твоя — как на небе, как и на земле». По слову Господа апостольское свидетельство достигло пределов земли. Оно достигло и нас. И мы поверили ему и приняли силу Святого Духа в нашем крещении. На Пасхальной Заутрене мы слышали ангельскую весть о пустом гробе и победе жизни над смертью. Христос Воскресе! Ночь позади, солнце взошло и принесло новый день, в котором смерть и боль разлуки не являются последней и окончательной властью. Это и есть день того Царства, о котором Воскресший говорил с апостолами, являясь им после Своего воскресения. Пасха Христова, 27 апреля 2008 г. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу или периоду , длящемуся большую часть первого полугодия в среднем — с февраля по июнь. Пасхальный цикл — это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения Пасха. Его продолжительность — восемнадцать недель. Его продолжительность — семь недель. Праздничный период включает в себя: 1 День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2 последующие шесть недель до Троицы Пятидесятницы и 3 одну неделю после Троицы праздник «Всех святых». Богослужебные тексты Пасхального периода содержатся в двухтомной книге — «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» у греков это, соответственно, «Триодион» и «Пентикостарион».

Это самый первый христианский праздник, чья история уходит в глубокую древность. Еще древние иудейские племена, отмечая праздник, связывали его сначала с весной, позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его как воскресение Христа. На первом Вселенском соборе христианских церквей в византийском городе Никея в 325 году было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского и отмечать Пасху в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Поэтому праздник не имеет постоянной календарной даты и отмечается каждый год в разные дни - между 4 апреля и 8 мая по нов. С православной Пасхой дела обстоят странным образом. Так как на Руси христианство не является исконной религией, а было насильственно установлено в конце первого тысячелетия н. Именно одним из многочисленных ритуалов славянского язычества, являлось приношение богам яиц. Приносились, разумеется, не только яйца, но и другие съедобные продукты. Яйцо с одной стороны являлось минимальным даром многочисленным идолам, а с другой могло исполнять символическую функцию. Уже гораздо позднее, чем христиане столкнулись с этим языческим ритуалом, была придумана нелепая история о яйце, которое Мария преподнесла Императору. История эта, кстати, свидетельствует о духовном и интеллектуальном обнищании людей, её сочинивших, так как представляет собой вялую, слабоумную и неудачную попытку явно искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства.

Пасха глазами религиоведа: подлинная история праздника

Ранние христиане использовали яйца, чтобы символизировать воскресение Иисуса Христа и возрождение верующих. История гласит, что Мария Магдалина, одна из женщин, узнавших в числе первых, что Христос воскрес, решила сообщить римскому императору Тиберию об этом чуде. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо воскрешения Спасителя. Но император не поверил этому и сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». Яйцо тут же стало красным… С тех пор появилась пасхальная традиция красить яйца в красный цвет, чтобы символизировать кровь Иисуса, пролитую на кресте для искупления всех людей. Потом их стали окрашивать и в другие цвета. Каждый цвет, которым мы красим пасхальные яйца, имеет особое значение. Таким образом, красный символизирует кровь Иисуса, синий — символ истины, а зеленый олицетворяет плодородие. Также в день православного праздника Пасхи принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.

У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «битье» яйцами. Это простая игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «биться» с другим человеком. Православная пасхальная еда Страстная неделя в большинстве русских домов очень насыщенная — ведется подготовка к Пасхе. После генеральной уборки приходит пора печь пасхальный хлеб. Яйца расписываются в Святой «Чистый» четверг, а свежие пасхальные куличи Пасха готовятся в субботу. Это тяжелое время, поскольку суббота — последний день поста, когда ортодоксальным христианам разрешается есть очень мало. Также запрещено пробовать еду во время приготовления.

Но все с нетерпением ждут застолья, и повара стараются. Существует также традиция благословлять пасхальные яйца и хлеб в церкви. Пост заканчивается после пасхальной мессы и начала пиршества. День Пасхи начинается с долгого семейного завтрака. Стол украшен живыми цветами, ветками вербы и, конечно же, крашеными яйцами. Помимо особых пасхальных блюд, таких как кулич и творожная пасха, которые едят только на праздник Пасхи, на столе много другой еды, такой как сосиски, бекон, сыр, молоко и т. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда. Делить еду на Пасху — давняя традиция в России.

Поэтому после завтрака люди ходят в гости к своим друзьям и соседям, обмениваются яйцами и пасхальными хлебцами. Если первое яйцо , которое вы получите на Пасху, действительно является подарком от души, оно никогда не испортится, — гласит старинная русская мудрость. Пасхальное богослужение В Страстную седмицу, которая предшествует Пасхе, православные верующие совершают церковные богослужения и вспоминают о страданиях Спасителя. Для христиан этот период из семи дней является особо почитаемым: соблюдается строжайший пост, и начинается подготовка к Пасхе. Страстная неделя завершается великим и одним из важнейших церковных православных праздников — Пасхой. В этот день все христиане должны присутствовать на церковном богослужении, которое начнется в полночь и заканчивается на рассвете. Под конец торжественной службы священники разносят по храму Священный огонь. Верующие берут его с собой и несут к дому, стараясь не погасить его.

Лампадку с огнем ставят во главе стола и стараются поддерживать его в течении года, до следующего праздника Воскресенья.

Святитель Иоанн Златоуст Пасха — праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь — столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь — земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви. Святитель Макарий, митрополит Московский Слово святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение.

Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения. Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит. Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержаные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным!

Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися Ис. Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Воскрес Христос, и пали демоны!

Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков.

В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения , а красный цвет символизирует кровь распятого Христа и его багрянородность, то есть царское происхождение. По преданию после Вознесения Иисуса Христа Мария Магдалина направилась к римскому императору Тиберию и за обедом заявила ему, что Христос воскрес из мёртвых. Император не понял, тогда Мария взяла в руки яйцо со стола, чтобы показать это на практике. Тиберий сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным, после чего яйцо окрасилось в красный цвет. Считается, что яйцо, благословленное на Пасху, охраняет дом, многие верующие и сегодня оставляют одной яйцо в холодильнике и не выкидывают до следующей Пасхи в надежде на защиту свыше. Но это уже имеет отношение не к религии, а к бытовой магии. В западных странах существует традиция, когда шоколадные яйца прячут от детей, а последние должны их отыскать. В Европе и Америке вообще шоколадные яйца постепенно вытесняют традиционные крашенные. Анна Карасева: Традиционные пасхальные игры как раз связаны с яйцами: это катание яиц и битки. У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа. В Америке яйца катают ложками по траве, наподобие игры в гольф. Славянская и германская пасхальная игра, заключается в скатывании пасхальных яиц с небольшой горки или по специальным дорожкам, шиферным листам. На желоб кладется длинное узкое покрывало, если яйцо укатывается за пределы покрывала — игрок выбывает. Для продолжения участия в игре яйцо должно задеть другие яйца, но не разбить их. Все задетые яйца достаются игроку, который их так же скатывает с импровизированной горки. Выигрывает тот, у кого останется последнее яйцо. Однако у этой игры есть вариации. Катание яиц 1 Рис. Катание яиц 2 Рис. Катание яиц 3 Не менее популярной пасхальной игрой являются «битки». Битьё яиц практиковалось в Европе уже во времена Средневековья. Например, есть указания о том, что в XIV веке битки сыграли важную роль на Пасхальном фестивале в Загребе. Почему они укоренились? Анна Карасева: Праздник Пасхи, в первую очередь, связан с очищением. Ему предшествует Великий пост, и главная идея заключается в том, чтобы к Пасхе подойти максимально очищенным от всего дурного. Поэтому очень много бытовых ритуалов, связанных именно с очищением. Одной из главных традиций является генеральная уборка перед Великой пятницей. Помимо того, что хочется встретить гостей и родственников в чистом доме, уборка имеет сакральный смысл — перед священным праздником из дома выметается весь сор, как физический, так и духовный, человек подходит к празднику обновленный, кроме того, он держал пост, что так же очищает мысли. По этой же причине многие предпочитают одевать на Пасху новую одежду, а в Англии распространена традиция наряжаться в яркие, практически карнавальные, наряды, что вероятнее всего связано с дохристианскими праздниками плодородия. На плодородие намекают многие пасхальные приметы, связанные с привлечением второй половинки. Например, считалось, что если девушка в этот день накормит парня блюдом собственного приготовления, то он обязательно влюбится в нее. В Пасху запрещено грустить, ссориться и оплакивать покойных. Это светлое событие должно сопровождаться радостью, а печаль будет расцениваться как неуважение к празднику. Считается, что тот, кто будет плакать в этот день, будет часто рыдать в течение года. Анна Карасева: На самом деле традиция эта очень практичная! По христианским обычаям, в пасхальную ночь служится «полунощница». До революции люди из деревень тянулись в села, где были расположены церкви, иногда преодолевая приличные расстояния, на ночную литургию. На праздничное богослужение брали с собой завернутые в платок куличи, яйца для освящения в храме. Люди, преодолев долгий путь до церкви, всю ночь пребывали на службе. Ехать сразу домой, а потом возвращаться снова на Радоницу день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших для посещения кладбища, которое традиционно располагалось при церкви, по бездорожью большой семьей было накладно и непросто. Большинство крестьян после службы отправлялись на погост, рядом с храмом.

Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота. Пасхальные гулянья Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза. Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими. Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Главное меню

  • Путь из ада: история празднования Пасхи - Православный журнал «Фома»
  • История и ведические корни праздника Пасхи (Александр -Краснов) / Проза.ру
  • Пасха в 2024 году: дата, история и традиции праздника
  • Пасха 2024. Какого числа, дата Пасхи | Правмир
  • Всё сложно: как определяют дату Пасхи // Статьи НТВ
  • ОСТОРОЖНО MEDIA

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий